Формы организации обучения — справочник студента

Не только после окончания школы перед многими встает вопрос «Как быть?», продолжать ли обучение в вузе. Идти работать или совмещать и обучение, и работу.

Многим приходится задумываться о получении высшего образования уже далеко не в юношеском возрасте в силу жизненных обстоятельств. Современные образовательные учреждения всегда идут навстречу всем и предлагают удобные формы и методы обучения в вузе.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Рассмотрим, какими они могут быть, каковы преимущества и недостатки той или иной формы обучения в вузе.

Традиционная очная

Среди основных форм обучения в вузе можно назвать дневную (очную) и заочную. Их принято считать традиционными.

Что такое очная форма обучения в вузах? Такая форма обучения является классической формой получения знаний не только в нашей стране, но и во всем мире.

Студенты дневного отделения поэтапно получают комплекс знаний по специальности, на которую учатся путем непосредственного ежедневного посещения лекций и общения с педагогами.

Обучение на очной форме очень похоже на продолжение занятий в школе, здесь тоже задают домашние задания.

Формы организации обучения - Справочник студента

Рассчитано дневное обучение на сроки от четырех до шести лет. При обучении по профильной специальности срок может сократиться до трех лет. При такой форме обучения в вузе или техникуме (колледже) предусмотрены выходные и праздничные дни, а также каникулы после сдачи сессии.

Кроме посещений лекций и семинаров, лабораторных и контрольных работ в стенах вуза, у студентов на очной формы имеется время посетить библиотеки, а также конференции, что способствует более глубокому усвоению учебного материала и успешной учебе. Дополнительные знания, приобретенные за самостоятельным штудированием книг и при посещении конференций, обычно пригождаются студентам во время самостоятельных работ, которые может проводить преподаватель.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Понятие и виды государственных режимов - справочник студента

Оценим за полчаса!

Также, обучение во многих вузах на последних курсах получения специальности предусматривает ознакомительную, преддипломную и производственную практику на предприятиях по выбору студента, по назначению учебного заведения или в специальных учебно-тренировочных предприятиях.

Положительные и отрицательные стороны

Среди главных плюсов дневной (очной) формы обучения в вузе можно назвать:

  1. Возможность получить глубокие знания по специальности.
  2. Многие вузы предоставляют общежитие иногородним студентам.
  3. Студенчество в классическом понимании этого слова с вытекающей из него яркой, молодой жизнью, участием в студенческих праздниках и мероприятиях.

Источник: https://BusinessMan.ru/formyi-obucheniya-v-vuze-i-ih-osobennosti.html

Формы обучения в ВУЗе, колледже или техникуме

При поступлении в ВУЗ или колледж перед абитуриентом стоит выбор формы обучения.

В данном разделе мы рассмотрим основной вопрос:

Какие бывают формы обучения?

Основными формами ведения учебного процесса выделяют:

Следует отметить, что каждая форма по своему уникальна и имеет свои преимущества и недостатки.

«Какую форму обучения выбрать при поступлении в вуз или колледж?«

1. Очная (дневная) форма обучения в вузе или колледже.

Очная форма обучения предполагает системную учебную программу, при которой студенты регулярно посещают занятия 5-6 дней в неделю. Время посещения занятий преимущественно утреннее.

Но бывают случаи, когда учебные заведения вынуждены ставить занятия для студентов во вторую смену.

Это может быть связано, например, с желанием учебного заведения предоставить студентам возможность подработки в утреннее время, или же  нехваткой аудиторного фонда, нерациональным распределением профессорско — преподавательского состава и другими причинами.

Программа очного обучения предполагает большой объем теоретического материала, лекций и семинаров, контрольных, лабораторных и практических работ. Студент имеет возможность прослушать весь необходимый материал, задать вопросы преподавателю, и закрепить полученные знания.

На последних курсах студенты вузов и колледжей проходят производственную практику на предприятиях и получают первичный необходимый опыт работы в той или иной сфере.

Общий срок обучения по очной (дневной) форме составляет 4 года по программе бакалавриата, 5 лет по программе специалитета, и 2 года по программе магистратуры. В случае, когда выпускник колледжа или техникума поступает в ВУЗ на очную форму обучения по профильной специальности, возможно сокращение срока обучения до 3 лет.

  • При освоении программ начального профессионального образования, срок обучения в колледже или техникуме составляет, обычно, от 1 до 3 лет.
  • Нормативный срок обучения по очной форме в колледже, при поступлении после 9 класса, в основном, составляет от 2 лет 10 месяцев до 4 лет 10 месяцев в зависимости от получаемого уровня среднего профессионального образования: базовый или повышенный. При поступлении в колледж или техникум, на программы среднего профессионального образования, после 11 класса, срок обучения по очной форме составляет от 1 года 10 месяцев до 3 лет 10 месяцев в зависимости от получаемого уровня среднего профессионального образования: базовый или повышенный
  • Преимущества:
  • Серьезная теоретическая подготовка специалиста
  • При обучении по очной форме студентам предоставляется отсрочка от службы в армии (в том случае, если он пользуется отсрочкой только первый раз. Если же студент достиг возраста 18-ти лет и ранее уже получал одну отсрочку, например в колледже, то при обучении по очной форме, студент уже не получит второй отсрочки)
  • Яркая студенческая жизнь, участие в соревнованиях, мероприятиях и праздниках учебного заведения, возможность самореализации.
  • При обучении на бесплатном отделении хорошистам выплачивается стипендия.

Недостатки:

  • Далеко не всегда теория, получаемая в вузе, соответствует реальной ситуации на предприятиях.
  • При выпуске из вуза, специалист не имеет вовсе или имеет минимальный трудовой стаж, и в большинстве случаев может рассчитывать, при трудоустройстве, только на стартовые позиции.

2. Очно-заочная (вечерняя) форма обучения в вузе или колледже.

Очно-заочная форма обучения предполагает достаточно большое количество аудиторных занятий, но конечно меньше, чем очная. При таком обучении посещение занятий студентами обычно происходит 2-4 дня в неделю (в основном в будние, реже в выходные дни) в вечернее время.

Обычно предполагается, что таким образом студенты смогут благополучно совмещать трудовую деятельность и получение знаний и навыков в рамках программы высшего профессионального образования. Таким образом студент имеет возможность получать необходимый материал, обсуждать его с преподавателем и использовать его в работе.

Это сочетание способствует быстрому получению полезного опыта и развития специалиста.

Занятия по очно-заочной форме обычно проводятся в виде систематических аудиторных занятий, на протяжении всего учебного года, с последующей сдачей зачетной и экзаменационной сессии.

Нормативный срок обучения по очно-заочной (вечерней) форме в вузе по программе бакалавриата составляет 4,5 года, по программе специалитета от 5,5 лет, и по программе магистратуры 2 года. Срок обучения после колледжа или техникума, по сокращенной программе, составляет обычно от 3 лет.

Нормативный срок обучения по очно-заочной (вечерней) форме в колледже, при поступлении после 9 класса, в основном, составляет от 2 лет 10 месяцев до 4 лет 10 месяцев в зависимости от получаемого уровня среднего профессионального образования:базовый или повышенный.

При поступлении в колледж или техникум, на программы среднего профессионального образования, после 11 класса, срок обучения по очно — заочной (вечерней) форме составляет от 1 года 10 месяцев до 3 лет 10 месяцев в зависимости от получаемого уровня среднего профессионального образования: базовый или повышенный.

При освоении программ начального профессионального образования, срок обучения в колледже или техникуме составляет, обычно, от 1 до 3 лет.

Преимущества:

  • Возможность самостоятельного заработка, эффективного совмещения работы и учебы
  • При окончании ВУЗа или Колледжа, специалист уже имеет опыт работы и может претендовать на продвижение по карьерной лестнице

Недостатки:

  • При обучении на очно-заочном (вечернем) отделении не предоставляется отсрочка от армии
  • В связи с отсутствием времени студентам вечернего отделения не удается участвовать в студенческой жизни учебного заведения.
  • Отсутствие возможности получать стипендию при обучении на местах, финансируемых из государственного бюджета РФ

3. Заочная форма обучения в вузе или колледже.

Учебный процесс по заочной форме обучения предусматривает небольшое количество аудиторных часов. Основная доля материала изучается студентами самостоятельно, а затем, учебное заведение, проводит контроль знаний в виде контрольных работ и сессии.

В настоящее время в каждом учебном заведении процесс обучения по заочной форме строится по разному. Некоторые вузы и ссузы проводят занятия в течении всего года, например 1 раз в неделю в будний день или выходной (группы выходного дня), а по факту изучения дисциплины, сразу проводят зачет или экзамен по ней. Такая система носит название «модульной».

Иные вузы и ссузы придерживаются классической заочной формы обучения, где для студентов проводят «начитку» установочных лекций непосредственно перед сессией, и затем студенты, прослушав учебный курс и дополнительно изучив необходимую литературу, проходят аттестационный контроль в виде зачетов и экзаменов.

Заочная форма удобна для той категории граждан, кто не имеет возможности регулярно посещать занятия в колледже или вузе.  Эта форма также подходит для совмещения учебы и работы на предприятии. При этом, по желанию студента, в период сессии учебное заведение может выдать справку-вызов, являющуюся основанием для работодателей в предоставлении учебного отпуска студенту.

Отдельным пунктом следует выделить «Заочную форму обучения с использованием информационных технологий» или «Дистанционное обучение»

Такая форма организации учебного процесса предполагает использование компьютера с выходом в сеть интернет. Для студентов возможны различные способы получения учебных материалов. В большинстве случаев это он-лайн лекции с использованием специального программного обеспечения, вебинары.

Аттестационные мероприятия при данной форме обучения также могут проводиться в режиме он-лайн, посредством информационных технологий, но чаще преподаватели высылают студентам контрольные и практические работы на электронную почту или в личный кабинет образовательного интернет-ресурса. В помощь студентам дистанционной формы предоставляют доступ к электронной библиотеке учебного заведения, где каждый желающий найдет необходимый материал по изучаемым темам.

  1. Срок обучения по заочной форме в колледже на программах среднего профессионального образования составляет от 3,5 до 5 лет.
  2. Срок обучения в вузе по программам бакалавриата обычно составляет 4,5-5,5 лет, по программам специалитета в среднем 5,5 — 6 лет, по программам магистратуры 2 — 2,5 года.
  3. Также как очная и очно-заочная формы обучения, заочная форма может быть реализована с сокращением срока обучения для выпускников колледжей и техникумов, поступающих на профильное направление обучения, или слушателей, получающих 2-ое высшее образование по программе бакалавриата или специалитета в вузе.
  4. Преимущества:
  • Возможность совмещения работы и получения образования
  • Изучению дисциплин уделяется сравнительно немного времени — часто только такой вариант подходит для беременных женщин или студентам, уже ухаживающим за маленькими детьми. Большим спросом такая форма пользуется у людей, работающих в ненормированном графике.
Читайте также:  Защита гражданских прав - справочник студента

Недостатки:

  • Низкий уровень получаемого образования
  • Отсутствие отсрочки от армии
  • Отсутствие возможности получать стипендию
  • Студенты заочного отделения практически не участвуют в мероприятиях и студенческой жизни учебного заведения

4. Экстернат в колледже или вузе.

Данная форма предполагает, что студент колледжа или вуза самостоятельно осваивает образовательную программу, а учебное заведение проводит контроль и аттестацию студента, с последующей выдачей документа, подтверждающего уровень квалификации выпускника.

Т.е. учебное заведение не проводит аудиторных лекционных занятий, на которых студент смог бы освоить материал.

Срок обучения вычисляется исходя из требований государственного стандарта, где, в качестве предела по количеству возможных сданных студентом дисциплин, фигурирует цифра — 20 дисциплин в год.

Преимущества:

  • Наиболее быстрый способ получения образования и квалификации.

Недостатки:

  • Сложность самостоятельной подготовки
  • Отсутствие возможности использования льгот для студентов

Источник: https://edugid.ru/forma-obucheniya

Психология и педагогика. Курс лекций

В разные исторические эпохи и у разных народов понятию «высшее учебное заведение» придавался разный смысл. Прообразом вузов были философские школы периода античности, в которых преподавание ориентировалось на осмысление всех известных в ту эпоху теоретических знаний. Занятия проводились в форме лекций, бесед, диспутов.

В дальнейшем такая форма обучения существовала и в средневековых западно-европейских университетах. Со временем стали появляться профильные учебные заведения: юридические (в VIII в. – в Бейруте и Константинополе, в X в. – в Болонье); медицинские (в IX в. – в Салерно, в XIII в. – в Монпелье).

В ту эпоху были заложены так называемые «принципы академической свободы», предполагающие свободу студента самостоятельно строить программу изучения предметов, свободу преподавателя самостоятельно вести исследования и излагать их результаты студентам, выборность руководящих органов, участие студентов в самоуправлении и т. д.

Постепенно в университетах стали зарождаться научные и практические школы. В XVII–XVIII вв. подготовку специалистов на основе новейших научных данных с использованием в учебном процессе лабораторных опытов, участием в различных экспедициях и т. п.

взяли на себя научные общества и академии наук, пользовавшиеся поддержкой государства (Лондонское королевское общество, Парижская академия наук, Петербуржская академия наук и др.)

Усиление практической составляющей в содержании высшего образования произошло во Франции в открытых в период революции 1789 г. высших учебных заведениях, например в Политехнической школе.

В новых учебных заведениях стали преподавать в качестве самостоятельных такие дисциплины, как геометрия, экономика и др.

Подобные эволюционные изменения происходили и в других европейских высших учебных заведениях, например в России (в Санкт-Петербурге в 1773 г.) было создано Горное училище.

https://www.youtube.com/watch?v=l_eSdsicMzs

В конце XIX в. в вузах стали возникать научно-исследовательские подразделения – специальные лаборатории, отделы, научно-исследовательские институты, в которых велась научная работа. Одной из важных проблем вузов стало сохранение единства научной школы и преподавания.

Университеты ставили целью широкое гуманитарное или естественно-научное образование, а в отраслевых вузах делался уклон в сторону практических знаний.

С подобным опытом связана, например, деятельность Московского технического училища (сейчас Московский технический университет), Петербургского технологического института, Петербургской медико-хирургической академии (сейчас Военно-медицинская академия).

В условиях научно-технической революции со второй половины XX в. разнообразились типы высших учебных заведений, стали появляться многопрофильные вузы.

Высшие учебные заведения предназначены для получения людьми высшего образования. Высшее образование – это результат усвоения такой совокупности систематизированных знаний и навыков деятельности, которая позволяет специалисту самостоятельно и ответственно решать исследовательские и практические задачи, творчески использовать и развивать достижения культуры, науки и техники.

Специфика высшего образования состоит в том, что образовательный процесс в вузах непосредственно связан с научной деятельностью, преподавание учебных дисциплин осуществляется на уровне, максимально приближенном к последним достижениям науки и практики. Развитие науки выступает решающим фактором в изменении содержания, методики и организации обучения в высших учебных заведениях.

Педагоги современных вузов обязаны учитывать, что выпускник вуза в будущем будет сталкиваться со значительным числом практических проблем, которых преподавание в вузене могло учесть в силу их новизны.

Таким образом, главной задачей высшей школы становится развитие именно творческих качеств личности, способности воспринимать и перерабатывать новые научные идеи, анализировать и применять их в условиях самостоятельной профессиональной деятельности.

1. Формы организации учебной деятельности в вузе

На протяжении всей истории высшей школы – с момента зарождения до наших дней – ведущей организационной формой обучения является лекция[47]. С нее начинается первое знакомство студента с учебной дисциплиной, и именно лекция закладывает основу научных знаний. Лекция появилась в Древней Греции, получила свое развитие в Древнем Риме, затем – в Средние века.

По своей структуре лекции могут отличаться одна от другой – все зависит от содержания и характера учебного материала. Но существует общий структурный каркас – план, которому необходимо строго следовать. Лекция, как правило, начинается с краткого напоминания содержания предыдущей лекции, для того чтобы связать его с новым материалом. В конце лекции подводится итог.

  • Основные требования к лекции:
  • – научность и информативность (современный научный уровень);
  • – доказательность и аргументированность, наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов, научных доказательств;
  • – эмоциональность при изложении учебного материала;
  • – активизация мышления слушателей, постановка вопросов для размышления;
  • – четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов;
  • – методическая обработка учебного материала, выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных интерпретациях;
  • – изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых или неизвестных терминов и др.
  • Виды лекций:
  • вводная – знакомит студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин; дается краткий исторический обзор развития данной науки, связывается теоретическое содержание учебной дисциплины с будущей практической работой специалиста, дается характеристика учебно-методических пособий по курсу, выдается список литературы и сообщаются экзаменационные требования;
  • информационная – традиционная лекция, на которой происходит изложение содержания учебной дисциплины;
  • обзорно-повторительная – читается в конце раздела; в ней отражаются все основные теоретические положения, составляющие научно-понятийную основу данного раздела, исключая детализацию и второстепенный материал;
  • завершающая – не просто краткий обзор изученного материала, а систематизация знаний на более высоком уровне, с обязательными пояснениями по наиболее трудным экзаменационным вопросам.

Процесс обучения в высшей школе предусматривает практические занятия. Они предназначены для углубленного изучения дисциплины. Их формы разнообразны: семинарские занятия, лабораторные работы, практикумы. Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем.

  1. Цели практических занятий:
  2. • углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекциях;
  3. • содействовать выработке навыков профессиональной деятельности;
  4. • развивать научное мышление и речь;
  5. • контролировать процесс усвоения знаний студентами.

Семинарские занятия как форма обучения имеют давнюю историю, восходящую к Античности. Само слово «семинар» происходит от латинского seminarium – «рассадник».

Такое название семинар получил от своей функции «посева» знаний, передаваемых от учителя к ученикам и «прорастающих» в их сознании, делающих их способными к самостоятельным суждениям, воспроизведению и углублению полученных знаний.

Семинары проводились в древнегреческих и римских школах как сочетание диспутов, сообщений учащихся, комментариев и заключений учителей. С XVII в. эта форма обучения используется в Западной Европе, а с XIX в. – в российских университетах.

Семинарские занятия носили практический характер и представляли собой школу того или иного ученого, под руководством которого студенты практически осваивали теоретический курс дисциплины, методику научного исследования.

В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий и предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий – обеспечить студентам возможность овладения навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли.

  • На семинарских занятиях решаются следующие задачи:
  • – развитие творческого профессионального мышления;
  • – познавательная мотивация;
  • – овладение профессиональной терминологией;
  • – приобретение навыков оперирования формулировками, понятиями, определениями;
  • – овладение умениями и навыками постановки и решения научных проблем и задач;
  • – отстаивание своей точки зрения.
  • В ходе семинарского занятия преподаватель решает такие учебные задачи, как:
  • • повторение и закрепление знаний;
  • • контроль знаний;
  • • педагогическое общение.

Семинар – это всегда непосредственный контакт педагога со студентами, установление между ними доверительных отношений, продуктивное педагогическое общение. В организации семинарских занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества.

Согласно исследованиям процесс мышления и усвоения знаний более эффективен в том случае, если решение задачи осуществляется не индивидуально, а предполагает коллективные усилия. Поэтому семинарское занятие особенно эффективно, когда реализуется поиск ответов всей учебной группой, студентам дается возможность раскрыть и обосновать разные точки зрения.

Такое проведение семинаров обеспечивает контроль за усвоением знаний и развитие научного мышления у студентов.

Лабораторные работы интегрируют теоретико-методологические знания и практические умения и навыки студентов в едином процессе учебно-исследовательского характера. Слово «лаборатория» происходит от латинского labor – «работа», «труд». Его смысл с давних времен связан с применением умственных и физических усилий для решения возникших научных и жизненных задач.

Лабораторные работы имеют ярко выраженную специфику в зависимости от учебной дисциплины.

Как правило, во время лабораторных работ основное внимание уделяется формированию конкретных умений, навыков, что определяет содержание деятельности студентов.

Правильно поставленное практическое задание активизирует мыслительную деятельность студентов, вооружает их методами практической работы, стимулирует углубленную самостоятельную работу.

Практикумы проводят, как правило, при изучении дисциплин естественно-научного цикла, а также в процессе трудовой и профессиональной подготовки.

Места их проведения различны: лаборатории, мастерские, учебно-опытные участки и т. д.

Практикум выполняет функцию углубления знаний, становления умений и навыков, способствует решению задач коррекции полученных теоретических знаний, а также стимулирует познавательную деятельность студентов.

  1. Обычно выделяют пять этапов практикума:
  2. 1) объяснение преподавателя, во время которого происходит теоретическое осмысление предстоящей работы;
  3. 2) инструктаж по технике безопасности;
  4. 3) пробное выполнение работы, во время которого 1–2 студента выполняют работу под руководством преподавателя, а остальные студенты наблюдают за процессом;
  5. 4) выполнение работы каждым студентом самостоятельно;
  6. Психология bookap
  7. 5) контроль, во время которого преподаватель принимает работу и оценивает ее, учитывая качество, скорость и правильность выполнения.

Во время практикума у студентов вырабатываются такие качества, как тщательность организации трудового процесса, хозяйственность, экономность, умение контролировать время и т. д.

Источник: https://bookap.info/genpsy/lukovtseva_psihologiya_i_pedagogika_kurs_lektsiy/gl48.shtm

Организационные формы теоретического обучения в учебных заведениях начального профессионального образования

  • Организационная форма обучения – специальная конструкция процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приемами, средствами и видами деятельности обучающихся.
  • Процесс обучения и воспитания реализуется только через организационные формы, которые выполняют интегративную роль, обеспечивая объединение и взаимодействие всех его компонентов.
  • С точки зрения решения целей образования и систематичности организационные формы обучения делят на основные, дополнительные, вспомогательные.
  • Теоретическое обучение в образовательных учреждениях начального профессионального образования включает три цикла предметов: общеобразовательный, общетехнический и специальный.
  • Методы обучения общетехническим и специальным предметам во многом определяются особенностями их содержания:
  • · многокомпонентная структура, большое разнообразие изучаемых объектов;
  • · значительный объем материала, связанного с формированием у учащихся умений применять знания в разнообразных условиях;
  • · взаимосвязь с производственным обучением учащихся;
  • · органическое сочетание фактического и теоретического материала;
  • · значительный объем материала, требующего лабораторного исследования количественных и качественных зависимостей, свойств, практического изучения способов обслуживания, наладки, регулирования;
  • · необходимость оперативного приведения содержания учебного материала в соответствие с развивающейся техникой и технологией, отражение «местного» материала.
  • Все это необходимо учитывать, проектируя и реализуя методы обучения.
  • Классификация:

1. по степени сложности: простые (беседа, зачет, экзамен, лекция), составные (сочетание простых), комплексные.

2.по форме организации образовательного процесса:

а) теоретическая подготовка:

урок – это организационная форма обучения, при которой преподаватель в течение точно установленного времени руководит познавательной деятельностью обучающихся в группе.

Каждый урок имеет обучающее, воспитывающие и развивающие цели и включает в себя такие компоненты, как опрос, объяснение, закрепление, задание на дом.

Типы уроков: уроки изучения нового материала, уроки закрепления нового материала, контрольные, комбинированные или смешанные

Лекция – основная форма обучения в вузе, представляет собой системное, монологическое изложение преподавателем учебного материала. Как правило, имеет три части: введение, основная часть, заключение. Виды лекций: вводная, мотивационная, обзорная, установочная и нетрадиционные лекции (проблемная, пресс-конференция, консультация ).

Семинарское занятие – это коллективное обсуждение определенной темы по заранее подготовленным вопросам. Существуют разные формы проведения семинаров: сообщения и доклады, дискуссии, пресс-конференции.

Экскурсия – форма обучения, связанная с посещением учебно-производственных участков. Основные этапы: подготовка плана, организация и проведение, подведение итогов.

Самостоятельная учебная работа — овладение учащимися необходимыми знаниями и учениями путем чтения соответствующей литературы, подготовки докладов, сообщений, составления конспектов.

Конференция – это коллективное обсуждение определенной научно-практической проблемы.

Консультация – форма учебного занятия, в процессе которого обучающийся получает ответы преподавателей на конкретные вопросы по теоретическим положениям или аспектам их практического применения. Она может быть индивидуальной или групповой.

Индивидуальные занятия проводятся с отдельными учащимися с целью повышения уровня их подготовки и развития индивидуальных творческих способностей. Они организуются по отдельному графику или заносятся в расписание.

Б) Формы практического обучения:

Лабораторная работа – форма обучения, направленная на формирование необходимых профессиональных умений. В ходе этой работы обучающийся под руководством преподавателя или самостоятельно выполняют практическую работу с целью углубления и закрепления теоретических знаний, развития навыков самостоятельного экспериментирования.

Практические занятия применяются при изучении дисциплин естественно-научного цикла, а также в процессе трудовой профессиональной подготовки.

Дидактическая игра — целенаправленная организация учебно-игровых взаимодействий обучаемых в процессе моделирования ими целостной профессиональной деятельности специалиста. В процессе игры осуществляется игровое моделирование в условиях воссоздания социального и профессионального опыта..

Практика – получение обучающимися профессиональных умений и навыков в производственных условиях. Она осуществляется в процессе профессиональной деятельности под организационно-методическим руководством преподавателя и специалиста в данном направлении. Различают ознакомительную, учебную, производственную, преддипломную практику.

Курсовое проектирование – это процесс разработки проектов по основным учебным курсам как заключительного этапа дидактического цикла обучения по тому или иному предмету. Целью этой формы является углубление профессиональной подготовки обучающихся в процессе самостоятельного творческого применения полученных знаний для решения практических задач.

Дипломное проектирование – процесс разработки дипломных проектов на завершающем этапе обучения в профессиональном учебном заведении. Дипломные проекты выполняют роль аттестационных работ при проведении государственной аттестации выпускников высших и средних специальных учебных заведений. Они рецензируются и защищаются на заседании Государственной аттестационной комиссии.

Читайте также:  Мезомерный эффект фенильной группы и галогенов - справочник студента

Расчетно-графическая работа (РГР) — индивидуальное задание, которое предусматривает решение конкретной практической учебной задачи с использованием известного, а также (или) самостоятельно изученного теоретического материала. Значительную часть такой работы составляет графический материал, который выполняется в соответствии с действующими нормативными требованиями и с обязательным применением компьютерной графики, если это определено задачей.

Расчетные и графические работы (РР ГР) — индивидуальные задания, которые предусматривают решения конкретной практической учебной задачи с использованием известного, а также (или) самостоятельно изученного теоретического материала .

Основную часть расчетной работы составляют расчеты, которые могут сопровождаться иллюстративным материалом: графиками, векторным диаграммами, Гистограмма т.д.

Основную часть ГР составляет графический материал, выполненный в соответствии с действующими нормативными требованиями.

Условием планирования в учебных планах КП, РГР (РР ГР) является наличие практических занятий по соответствующей учебной дисциплины.

Рефераты, аналитические обзоры и др.— это индивидуальные задания, которые способствуют углублению и расширению теоретических знаний студентов по отдельным темам дисциплины, развивают навыки самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Контрольные работы, выполняемые во время СРС (ОКР)— это индивидуальные задания, которые предусматривают самостоятельное выполнение студентом определенной практической работы на основе усвоены теоретического материала. Контрольные работы, как и расчетные работы, могут предусматривать некий иллюстративный материал.

  1. 3. по организации деятельности учащихся:
  2. фронтальная (работа со всем потоком), групповая (поток разбивается на группы), индивидуальная ( работа с каждым).
  3. 4.по методу воспроизведения:

а.Словесные методы.

— Устное изложение. В процессе изучения общетехнических и специальных предметов устное изложение учебного материала осуществляется с применением комплексного метода рассказ-объяснение, сочетающего изложение учебного материала в повествовательной форме с подробными пояснениями, сравнениями и сопоставлениями, обоснованиями, выводами закономерностей, решением задач и т.д.

— Беседа — вопросно-ответный метод организации и руководства учебно-познавательной деятельности учащихся. Такую беседу называют эвристической. В системе методов обучения, выделяемых по характеру познавательной деятельности учащихся, это разновидность частично-поискового метода.

Дидактическая сущность такой беседы состоит в том, что преподаватель путем постановки перед учащимися вопросов и совместных с ними логических рассуждений подводит учащихся к определенным выводам, составляющим сущность нового учебного материала.

б.Наглядные методы.

— Работа учащихся с книгой. Педагогической наукой и практикой предложен ряд методических приемов обучения учащихся работе с книгой: беглое чтение, конспектирование, выделение главного и составление плана прочитанного, разбор задач, ответы на контрольные вопросы и т.д.

  • Проектирование организационных форм профессионального обучения и воспитания предусматривает:
  • 1. отбор форм, адекватных целям, задачам и содержанию образования; определение педагогической структуры формы обучения;
  • 2. выстраивание такой методической структуры организационной формы, которая обеспечивала бы единство обучения, воспитания и развития обучающихся, а также композиционную целостность учебного процесса;

3. определение психологической структуры формы, которая зависит от последовательности и активности протекания познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти, воображения.

Выбор методов.

Каждая группа методов, каждый метод реализуют определенную функцию в процессе обучения, без которой невозможно обеспечить его оптимальное осуществление.

В любом акте обучающей деятельности всегда сочетается несколько методов, они как бы взаимопроникают друг в друга, характеризуя с разных сторон одно и то же взаимодействие педагогов и учащихся.

Такой подход к рассмотрению функций и места методов в процессе обучения является одним из важнейших условий решения вопроса об их выборе.

Факторы, определяющие выбор:

— комплексный учет критериев их оптимального сочетания. Первым из таких критериев является соответствие методов дидактическим принципам обучения. Реализация этого требования приводит выбор методов в соответствие с основными закономерностями эффективно построенного процесса обучения, из которых вытекают сами принципы.

— соответствие методов целям и задачам обучения, воспитания и развития учащихся. Реализуется этот критерий путем сравнительной оценки различных методов в решении данного круга задач, имея в виду, что эти возможности у разных методов различны.

— Соответствие специфике содержания обучения. Одно содержание может быть лучше раскрыто с помощью индуктивного, другое — дедуктивного метода, одно может позволить поисковое изучение его, другое окажется недоступным для применения такого метода и т.д. Необходима специальная оценка возможностей различных методов в раскрытии конкретного содержания.

— соответствие их избранным формам организации учебного процесса, так как общегрупповые, бригадные (звеньевые) и индивидуальных формы работы потребуют различных методов обучения.

— соотносимость с логикой процесса учебного познания.

Процессу логического обобщения соответствуют такие способы действий учащихся, как формулирование понятий, их систематизация, установление межпредметных связей, определение алгоритмов действий и т.п.

Преподаватель руководит этими мыслительными процессами учащихся через организацию бесед, самостоятельных работ учащихся по решению различных задач, выполнение упражнений в проектировании технологических процессов и др.

— разнообразие. Однако разнообразие методов — не самоцель.

Различные методы требуют включения в процесс усвоения различных органов чувств: слуха (объяснения, беседа), зрения (демонстрация средств наглядности, показ трудовых приемов, работа с печатным и графическим материалом), осязания и мускульных ощущений (упражнения, лабораторно-практические работы).

По-разному влияют методы обучения на развитие внимания, самостоятельности, способностей к анализу, синтезу, переносу навыков и умений. Все это еще раз указывает на необходимость комплексного, целостного подхода к оптимальному выбору методов обучения.

— соотношение методов с реальными учебными возможностями учащихся.

Высокий уровень подготовленности группы потребует некоторого увеличения доли методов самостоятельной работы, а также некоторого превалирования рассказа и объяснения перед беседой.

Наоборот, в группе с пониженным уровнем подготовленности потребуется принципиально иная тактика выбора методов; здесь будет превалировать метод беседы, наглядность, несколько уменьшена доля самостоятельных работ.

— соотношение с возможностями педагога по их использованию, опираясь, естественно, на те стороны собственного педагогического мастерства, которые дают максимальный учебно-воспитательный эффект.

Необходимо подчеркнуть взаимосвязь и комплексное применение всех названных факторов выбора методов обучения. При отсутствии хотя бы одного из них процедура выбора будет нецелостной, недостаточно эффективной.

Источник: https://lms2.sseu.ru/mod/book/tool/print/index.php?id=65447

Форма организации учебной деятельности (стр. 1 из 4)

Учебно-воспитательная работа в школе и других учебных заведениях невозможна без четкой ее организации.

Еще в очень далекие от нас времена прогрессивные ученые и педагоги искали такие формы организации учебной работы, которые способствовали бы успешному решению учебно-воспитательных задач.

Организованное обучение всегда осуществляется в определенной системе, т.е. требует определенного порядка и рациональной последовательности. В педагогике известны три системы обучения:

  • 1) индивидуальное обучение;
  • 2) классно-урочная система;
  • 3) лекционно-семинарская система.(индивидуально — групповая)

При индивидуальном обучении каждый ученик выполняет свое задание, и, даже если учитель занимается с группой, работа с каждым учеником ведется отдельно. Индивидуальное обучение зародилось очень давно, и особенно было распространено в средневековых школах.

Несмотря на ряд положительных сторон (непосредственный контакт учителя и учащихся, возможность при затруднениях оказать ученику своевременную помощь), эта система имеет существенные недостатки: учитель тратит свое время и силы только на одного ученика, на таких занятиях нет коллектива учащихся, что снижает их воспитательное значение.

Классно-урочная система, возникшая в XVI в., явилась большим шагом вперед. Стала более популярна в 17 веке. Ввел Ян Амос Каменский.

  1. Сущность классно-урочной системы заключается в следующем:
  2. 1) учащиеся группируются в классы по возрасту и уровню подготовки и выполняют общую работу;
  3. 2) учебный курс расчленяется на разделы и темы, которые, в свою очередь, делятся на ряд равномерно и последовательно расположенных частей, следующих одна за другой по определенному расписанию урока.

Преимущества классно-урочной системы обучения заключаются в ее экономичности, в том, что она обеспечивает доступность, последовательность, прочность обучения и создает условия для формирования коллектива учащихся. При классно-урочной системе велика роль учителя, который является организатором и руководителем учебно-воспитательного процесса, его главной фигурой.

Недостатки. В данной системе повышается нагрузка на учителя, учитель должен внедрять дефферинцированный и идивидуально – личностный подход. Должен уметь подразделять на разные группы, должен дать так материал, чтобы он соответствовал всем детям.

При лекционно-семинарной(индивидуально – групповая форма) системе основными формами обучения являются лекции и семинары.

Характерно также подразделение учебного процесса на отдельные звенья и наличие специализированных форм учебного процесса в каждом звене (лекции, семинары, практические занятия, коллоквиумы).

При этой системе обучения создаются различные учебные группировки: потоки, группы, подгруппы. Кроме того, могут вестись занятия с отдельными учащимися по индивидуальному плану.

Лекционно-семинарская система имеет свои недостатки и преимущества. Недостатком является некоторая отдаленность преподавателя от учащихся. В то же время обеспечивается глубина, научность обучения, лучшая техническая оснащенность, экономичность. Эта система обучения характерна для вузов и частично для старших классов средней школы.

Лекционно-семинарская система имеет следующие формы организации учебной работы: лекции, практикумы, семинары, консультации, факультативы.

Лекция — это развернутое и организованное в доступную форму систематическое изложение сущности той или иной проблемы научного, социально-политического, нравственного или идейно-эстетического содержания.

Логическим центром лекции является какое-либо теоретическое обобщение, относящееся к сфере научного сознания.

Конкретные факты, составляющие основу беседы или рассказа, здесь служат лишь иллюстрацией или исходным, отправным моментом.

Убедительность доказательств и аргументов, обоснованность и композиционная стройность, живое и задушевное слово преподавателя способствуют идейному и эмоциональному воздействию лекций.

Это довольно сложная форма организации учебной деятельности. Преподаватель должен не только четко, в строгой логической последовательности преподносить учебный материал, но и поддерживать внимание и мышление слушателей на достаточно высоком уровне на протяжении всей лекции.

С этой целью, а также для улучшения восприятия материала и его понимания в процессе чтения лекции широко применяются различные методические приемы: задаются вопросы аудитории, демонстрируются рисунки и таблицы, даются записи мелом на доске, приводятся яркие факты и примеры, используются жест и мимика, изменение интонации и силы голоса и т.д.

Студенты особенно чутко откликаются на яркий и самостоятельный стиль мышления преподавателя, на его умение найти оригинальный, неожиданный поворот темы, отделить факт от мнения о факте, выразить свое личное отношение к сообщаемому материалу.

Широкое развитие средств массовой информации породило явление форсированной осведомленности студентов о различных событиях и сторонах современного мира. С этим, конечно, не считаться нельзя. В то же время нетрудно увидеть, что некоторым студентам полузнание представляется действительным знанием.

Знания приобретают личностный смысл, становятся не пассивной принадлежностью умственного багажа, а принципом действия, если они получены в результате критической мыслительной работы, прошли испытание на прочность в реальной жизни и деятельности. В этом представляется действительным знанием.

Необходимо приучать студентов выходить за пределы очевидного, совершать переход от явления к сущности.

Знания приобретают личностный смысл, становятся не пассивной принадлежностью умственного багажа, а принципом действия, если они получены в результате критической мыслительной работы, прошли испытание на прочность в реальной жизни и деятельности.

Семинары используются как форма творческого обсуждения темы иди отдельных вопросов по гуманитарным дисциплинам (литературе, истории, обществоведению). Их целью является расширение самостоятельной работы учащихся. Для семинара учащиеся (2-3 человека) готовят доклады, пользуясь дополнительной литературой.

Эти доклады обсуждаются на семинаре, поэтому к нему готовятся все учащиеся, и даже выделяются специально содокладчики, оппоненты, которые должны дополнить, оценить доклады, опровергнуть или поддержать отдельные положения. Большое значение на семинаре имеет вводное слово учителя и подведение его итогов в заключительном слове.

Семинарская форма занятий применяется в сочетании с другими формами организации обучения.

Консультации проводятся в специально отведенное время, в основном перед сессией, со студентами, имеющими по каким-либо причинам пробелы в знаниях или желающие упорядочить их.

Целью практикумов является выработка умений решать задачи теоретического и производственного характера. В часы, отведенные для практикумов, студенты небольшими группами (3-5 человек) работают в лабораториях или на практике, руководствуясь инструкцией, которую дает им преподаватель. Практикумы завершаются отчетом.

Основная задача факультативных занятий-углубление знаний, развитие способностей и разносторонних интересов студентов. Факультативы устанавливает школа или ВУЗ, а учащиеся в соответствии со своими интересами и склонностями выбирают их.

Факультативы предполагают более углубленное изучение отдельных учебных дисциплин или таких, которых нет в учебном плане, например основ этики, эстетики, отдельных видов искусств, техники.

Факультативные занятия являются одним из средств дифференцированного обучения.

Формы организации обучения

Форма педагогическая — устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. Форма рассматривается как способ выражения содержания, а следовательно, как его носитель.

Благодаря форме содержание обретает внешний вид, становится приспособленным к использованию (дополнительные занятия, инструктаж, викторина, зачет, лекция, диспут, урок, экскурсия, беседа, собрание, вечер, консультация, экзамен, линейка, смотр, рейд и др.).

Любая форма состоит из одних и тех же компонентов: целей, принципов, содержания, методов и средств обучения.

Все формы находятся в сложном взаимодействии. В каждой из форм по-разному организуется деятельность студентов.

На основании этого выделяют формы деятельности студентов: индивидуальные, групповые и фронтальные (коллективные, массовые).

На наш взгляд, профессиональнее рассматривать формы организации обучения не по количеству студентов, участвующих в образовательном процессе, а по характеру связей между ними в процессе познавательной деятельности.

Индивидуальная форма — углубленная индивидуализация обучения, когда каждому студенту дается самостоятельное задание и предполагается высокий уровень познавательной активности и самостоятельности каждого студента. Данная форма целесообразна при выполнении упражнений, решении задач разных типов, программированном обучении, углублении знаний и ликвидации в них пробелов.

Названные формы организации учебной деятельности студентов весьма ценны и эффективны только во взаимосвязи.

Групповая форма — предусматривает разделение группы студентов на подгруппы для выполнения определенных одинаковых или различных заданий: составление технологического маршрута или изучение технологического процесса, конструкция приспособления или инструмента, выполнение лабораторных и практических работ, решение задач и упражнений.

Фронтальная форма — предполагает совместную деятельность всей учебной группы: преподаватель ставит для всех одинаковые задачи, излагает программный материал, студенты работают над одной проблемой. Преподаватель спрашивает всех, беседует со всеми, контролирует всех и т.д. Студентам обеспечивается одновременное продвижение в учении.

Источник: https://mirznanii.com/a/179547/forma-organizatsii-uchebnoy-deyatelnosti

Ссылка на основную публикацию