Экспериментально-генетический метод — справочник студента

Логика данного метода предполагает активное моделирования и воспроизведения в особых условиях закономерностей возникновения и становления в онтогенезе психологических функций.

Теоретический уровень изучения психических процессов задается исследователю конструированием содержательно-операциональных аспектов деятельности. Причем особенностью конструирования является то, что модель создается исследователем для облегчения познания, воспроизводит внутреннюю структуру собственно психического процесса.

Здесь психический процесс — или образ мышления, то память — воспроизводится в соответствии с теми социально-культурных норм, которые превращают его в достижение духовной культуры. Метод, фиксируя «объективную диалектику вещей», порождает «субъективную диалектику идей», сложную диалектику психического, которое развивается в соответствии с законами отражения действительности.

Психический процесс или функция, становится объектом внимания исследователя, сначала выстраивается в виде модели определенной деятельности, а впоследствии воплощается в реальность путем побуждения субъекта к активности. Универсальным средством организации активности человека является задача.

Учебное задание в экспериментально-генетическом исследовании является средством побуждения к действию и толчком к порождению и развития психических процессов, их специфической моделью.

Конечно, между моделью (объективным) и явлением психики (субъективным), которое выстраивается по образцу модели, нет полного соответствия, а существуют отношения адекватности.

Экспериментально-генетический метод задает способы построения высших психических функций, рис, которых приобретает субъект в процессе обработки учебного содержания. А обработки сочетает генетические и структурно-функциональные свойства психического и содержит структуры (в форме анализа), подобные психического явления.

Толкование психических процессов как регуляторов деятельности и поведения человека заставляет признать, что закономерности психического развития — это нужно и логично обусловлен следствие, это свойство их как структур, созданных экспериментально-генетическим методом.

Анализируя опыт экспериментального обучения, нужно дать определение системы принципов построения экспериментально-генетического исследования (С. Д. Максименко).

Применение экспериментально-генетического метода психологического исследования предполагает раскрытие, выяснение причинных связей и отношений, лежащих в основе сложных психических процессов.

Способом решения этой проблемы является анализ «по единицам».

Он направлен на определение исходного отношения (в реальности оно всегда существует в виде определенного противоречия), что порождает класс явлений как целостность.

Выделенная психологическая единица — «клетка» — сохраняет свойства целого.

Следует подчеркнуть, что единица потенциально содержит свойства целого, выступая как возможность их возникновения в процессе собственного развития. Психические свойства — это все разнообразие форм, конкретных признаков, которые проявляется единица психического как сущность разнообразного.

Основная задача принципа — найти в каждой психологической целостности черты и моменты, которые сохранили бы примат целого; такое их применение обусловлено естественным происхождением психических процессов.

В экспериментально-генетическом методе «анализ по единицам» сочетается с генетическим путем научного исследования, в результате чего такой анализ содержит научное обоснование развития психических процессов.

Основной методологической требованием к изучению психического выступает преобразования «вещи в процесс» и понятие «динамическая система» на «момент ее развития». А психические образования как динамические системы имеют количественный и качественный проявление.

Результатом экспериментально-генетического исследования становится историческое объяснение представляет собой определенная форма поведения, означает найти источник происхождения процесса, составить представление об истории его развития и о том, что привело его к современному состоянию.

Источник: https://studbooks.net/8638/psihologiya/eksperimentalno_geneticheskiy_metod

9.5.3. Экспериментально-генетический метод как способ проверки эффективности образовательных инноваций

Критерий эффективности образовательных инноваций – достигаемый с их помощью практический результат. Надо иметь возможность определить его. Для этого может быть применен метод проведения экспериментов, разработанный Л. С. Выготским и впоследствии развитый его научной школой.

Ученый называл этот метод «экспериментально-генетическим в том смысле, что он искусственно вызывает и создает генетически процесс психического развития» ребенка [259].

Указанный метод фактически имеет отношение и к учебно-воспитательному процессу: воспитание «может быть определено как искусственное развитие ребенка» [260].

Которое, таким образом, является процессом, искусственно вызываемым и создаваемым, как и в эксперименте.

Причем это относится к обучению (воспитанию), совершающемуся в ЗБР: именно оно искусственно «вызывает к жизни целый ряд функций…, лежащих в зоне ближайшего развития» [261].

Сегодня в научной школе Выготского «экспериментально-генетический метод» применяется в виде его модификации – обучающего эксперимента (который называют также формирующим экспериментом) [262]. Он имеет 3 этапа: 1) констатирующий, 2) формирующий (обучающий) [263], и 3) еще один констатирующий этап.

Различие между результатами двух констатирующих этапов – это результат обучающего этапа.

Если обучение производится педагогом [264] с целью проверки новых идей в области педагогики и образования, то модифицированный «экспериментально-генетический метод» (обучающий эксперимент) является способом проведения педагогического эксперимента или апробации разработанной образовательной инновации.

Если же педагог осуществит все 3 указанных этапа просто ради обучения и воспитания детей, то обсуждаемая трехэтапная методика будет представлять собой способ организации педагогического процесса с контролируемой эффективностью [265].

Иначе говоря, можно применять данный метод не только в эксперименте, но и в образовательном процессе. Используя при этом уже не выдуманные стимулы [266], а реально применяемые в культуре (включая науку) слова и другие средства регуляции как содержание образования (9.5.2).

Тогда мы и получим не что иное, как педагогический процесс с контролируемой эффективностью.

В его начале прежде всего устанавливается исходный уровень учащихся: проводится первый констатирующий этап. На втором (обучающем) этапе осуществляются действия, предусмотренные инновацией (или традиционными программой и методикой).

Например, перед учениками может быть поставлена задача и в ходе попыток ее решения им могут быть даны новые средства регуляции, моделирующие изучаемую часть действительности (9.5.2).

При этом ученики не получают готовый способ решения, а активно ищут его (в меру своих возможностей открывают его для себя). Учитель же, ставя задачу, создает ситуацию, в которой действуют ученики, а затем взаимодействует (сотрудничает) с ними [267].

В конце проводится заключительный констатирующий этап, результаты которого сопоставляются с результатами первого констатирующего этапа. Такой принцип организации образовательного процесса вполне осуществим на практике: он уже давно используется в системе развивающего обучения.

В ней «генетико-моделирующий метод исследований [268] выступает как метод экспериментального [269] развивающего воспитания и обучения детей» [270] в условиях учебных заведений. По такому принципу может быть организована апробация любой образовательной инновации.

Для нас сейчас важно отметить, что в психологической системе Выготского есть метод контроля практической эффективности разработанных инноваций.

Последний представляет собой, в сущности, «экспериментально-генетический метод» (формирующий эксперимент), где образовательная инновация выступает в роли экспериментально проверяемой гипотезы.

Как показывает богатый опыт развивающего обучения, подобный контроль эффективности инновации может осуществляться прямо в учебном заведении, в условиях реального учебно-воспитательного процесса.

Сноски

[259] Выготский Л. С., [50], с. 107, и [52], с. 95.

[260] Выготский Л. С., [50], с. 107. Воспитание и обучение являются «искусственными» в том смысле, что они не «естественны», т. е. имеют не природный, а культурный характер: представляют собой влияние на детское развитие его культурного контекста (1.1).

[261] Выготский Л. С., [60], с. 252.

[262] См., например: Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г., Обухова Л. Ф., Фролов Ю. И., [33].

[263] Обучающий этап может рассматриваться как педагогический процесс, в том числе – организованный согласно образовательной инновации.

[264] Аналогичная ситуация и у психолога. Разумеется, для психолога и для педагога метод обучающего эксперимента имеет свои особенности, однако сейчас речь не об этом. Осуществление психологом формирующего (обучающего) этапа с целью изучения процесса развития ребенка относится к методике исследования в возрастной психологии.

Если же психолог просто осуществляет на формирующем этапе работу с клиентом, то имеет место психологическая практика с контролируемой эффективностью (посредством констатирующих этапов). Здесь уместно говорить и о психотехнике. «Экспериментальная схема Выготского является и психотехнической схемой … формирования психики … и нового опыта.

В этом смысле психология Выготского – это и особого рода психотехника» (Олешкевич В. И., [227], с.195). Психотехника – не только практика, которая «выдвигает постановку задач» для теории и «служит верховным судьей теории, критерием истины», но и «научная теория, которая привела бы (на практике. – С. К.) к … овладению психикой, к искусственному (культурному.

– С. К.) управлению поведением» (Выготский Л. С., [51], с. 387-389). С такой точки зрения, реконструиррванная выше часть психологической системы Выготского есть психотехника: применение этой теории ведет именно к развитию регуляции (управления поведением).

Причем речь идет именно о возрастной психотехнике как форме работы взрослых по обеспечению нормального детского развития (ср. 3.3, 8.1.3, 8.1.4, 8.1.8, 8.4.3).

[265] Такую организацию педагогического процесса при соответствии его обсуждаемым в этой книге основам эффективной педагогики (прежде всего – возрастной ЗБР) можно понимать как возрастную психотехнику образования, т. е.

Читайте также:  Уравнение состояния идеального газа - справочник студента

как ту самую «формальную сторону (механизм. – С.К.) всякого воспитательного процесса», которую должна разработать для педагогики психология; очевидно, эта область может быть названа «педагогической психотехникой» (Выготский Л. С., [65], с.

67, и [66]).

[266] Например, бессмысленные слова, специально сочиненные психологом-экспериментатором для предъявления испытуемым.

[267] Ср. 1.2.6 и третий пример в 8.4.1.

[268] Т. е. модифицированный «экспериментально-генетический метод».

[269] Или инновационного.

[270] Давыдов В.В. и др., [246], с. 26. О развивающем обучении см. в 9.1.

Источник: https://psixologiya.org/vozrastnaya/sistema-vygotskogo/2025-953-eksperimentalno-geneticheskij-metod-kak-sposob-proverki-effektivnosti-obrazovatelnyx-innovacij.html

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД

метод изучения психических явлений на основе их формирования в лабораторных условиях. Разработан Л.С. Выготским для анализа развития высших психических функций (речевого мышления, внимания, памяти и др.).

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

для того, чтобы проследить генетически историю этих высших механизмов внимания, мы прибегли к экспериментально-генетическому методу.

Мы старались в эксперименте создать такую ситуацию, когда ребенок встал бы перед задачей овладеть процессами своего внимания при помощи внешних стимулов-средств.

Сущность этих опытов заключается в том, что ребенок ставился перед задачей, требующей от него длительного напряжения внимания, сосредоточения на определенном процессе. (6.1, 392) См. Внимание

Источник: Словарь Л. С. Выготского. Коллектив авторов. Под ред. А.Н. Леонтьева

исследования психического развития) — разработан Л. С. Выготским и связан с е-го теорией развития высших психических функций. Впервые был применен Выготским, А. Р. Лурия и А. Н. Леонтьевым при исследовании формирования высших опосредствованных форм внимания и памяти (конец 1920-х гг.). Сущность метода заключается в разработке искусственных экспериментальных условий, способствующих созданию самого процесса возникновения высших форм психических функций. В основе такого экспериментального изучения генезиса психических явлений лежали 2 основных положения: 1) специфически человеческие психические процессы — это процессы опосредствованные, использующие разнообразные, выработанные в ходе исторического развития человеческой культуры психологические орудия-средства — знаки (в т. ч. символы, язык, меры, сенсорные эталоны и т. п.); 2) всякий психический процесс возникает и функционирует в 2 планах — социальном и психологическом, или, как писал Выготский, сначала как категория интерпсихическая, а затем как интрапсихическая. После смерти Выготского Э.-г. м. с успехом применялся в многочисленных исследованиях (при формировании звуковысотного слуха Леонтьевым, в исследовании произвольных движений А. В. Запорожцем, при изучении закономерностей развития восприятия Л. А. Венгером и др.). Существенный вклад внес П. Я. Гальперин, разработавший методику и теорию поэтапного формирования умственных действий, а затем целенаправленного формирования психических процессов с заранее заданными свойствами (внимание, симультанное восприятие и т. п.). Выготский предостерегал от упрощенного понимания получаемых в таких искусственных условиях фактов и прямого переноса выводов на реальный процесс (возрастного) развития. С 1960-х гг. кроме исследований, проводимых в лабораторных условиях, появились многочисленные исследования, ведущиеся в форме экспериментального обучения целых классов для анализа влияния обучения на психическое развитие (В. В. Давыдов, Д. Б. Элько-нин и др.). См. также Обучающий эксперимент, Развивающее обучение.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Источник: https://vocabulary.ru/termin/eksperimentalno-geneticheskii-metod.html

Экспериментально-генетический метод

Здравствуйте, дорогие читатели! Наша команда экспертов рада приветствовать на образовательном портале, где мы оказываем помощь в вопросах, связанные с самыми популярными дисциплинами, такими как русский язык, физика, психология и т.д.

 Вас интересует, что такое экспериментально-генетический метод? Какую роль он выполняет? Кратко назовите основные положения и характеристики.
 
В начале хочется отметить, что данная дисциплина, психология, масштабна и сложна.

Поэтому, для глубокого и основательного понимания темы, разберемся, что принято называть психологией? ПСИХОЛОГИЯ – это наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека, а также группы людей.

После того, как мы выяснили основные положения изучаемой науки, переходим к системному рассмотрению следующих терминов, которые будут часто встречаться в сегодняшней теме: ЛИЧНОСТЬ, ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ, МЕТОД, ГЕНЕТИКА, ЭКСПЕРИМЕНТ.      
 

ЛИЧНОСТЬ – это относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. ТЕОРИЯ – это учение, система идей или принципов. Является совокупностью обобщённых положений, образующих науку или её раздел.

МЕТОД – это такой путь исследования, способ достижения цели, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. ГЕНЕТИКА – это наука о закономерностях наследственности и изменчивости. ЭКСПЕРИМЕНТ – это метод исследования некоторого явления в управляемых наблюдателем условиях.

 

 

Так, что же принято понимать под экспериментально-генетическим методом? Стоит отметить, что с его помощью экспериментатор может исследовать происхождение и развитие у ребенка тех или иных психических процессов, изучать, какие этапы в него включены, какие факторы его определяют. Ответ на эти вопросы можно получить, прослеживая и сравнивая, как выполняются одни и те же задачи на последовательных ступенях развития ребенка.

 

Также, обратим свое внимание на то, что в возрастной и педагогической психологии нередко применяется сочетание структурно-аналитического и экспериментально-генетического методов.

Так, например, чтобы выявить, как формируется та или иная психическая деятельность, испытуемого ставят в различные экспериментальные условия, предлагая решать определенные задачи. Я рассчитываю, что Вы усвоили пройденную тему сегодняшнего занятия.

Если же что-то осталось непонятным из данной темы, Вы всегда можете задать волнующий Вас вопрос.  

Желаем успехов в учебе и в творческой деятельности!

Источник: http://ru.solverbook.com/question/eksperimentalno-geneticheskij-metod/

Генетический метод

метод, исследующий возникновение, происхождение и становление развивающихся явлений.

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

от греч. genesis – генезис, происхождение) – способ научного познания, исследующий возникновение, происхождение и становление развивающихся явлений.

Источник: Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура

от греч. genesis — происхождение) — способ познания, используемый в различных науках, направленный на исследование процесса возникновения, становления и эволюции явлений. В частности, в биологии генетический анализ включает совокупность приемов изучения наследственных свойств организмов.

Источник: История и философия науки

способ задания содержания и сущности исследуемого предмета не путем конвенции, идеализации или логического вывода, а с помощью изучения его происхождения (опираясь на изучение причин, приведших к его возникновению, механизм становления).

Широко используется не только в естественных науках (биология, физиология, медицина, геология, почвоведение и т. п.), и в социально-гуманитарном познании (археология, антропология, языкознание, история и т. п.), но и в математике (метод математической индукции). (См.

исторический метод, диахронный анализ).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

греч. genesis — происхождение, развитие) — способ исследования природных и социальных явлений, основанный на анализе их развития. Исторически Г. м. возник в результате утверждения в науке (начиная с 17 в.) идеи развития: дифференциальное исчисление — в математике, теория Лайеля — в геологии, гипотеза Канта — Лапласа — в космогонии, эволюционная теория — в биологии и т. д. Г. м.

вошел как один из методов в совр. математику и логику, как способ обоснования аксиоматического метода. Г. м. требует установления (1) начальных условий развития, (2) гл. его этапов, (3) осн. тенденций, линий развития. Осн. цель такого исследования — выявление связи изучаемых явлений во времени, изучение переходов от низших форм к высшим. Г. м.

не способен, однако, раскрыть всю сложность процесса развития. Поэтому, если Г. м. используется как единственный, абсолютный метод, если он не дополняется др. методами, он приводит к ошибкам и искажению действительности, к упрощению процесса развития, к вульгарному эволюционизму. В совр. науке Г. м.

используется в сочетании с методами структурно-функционального анализа, системного анализа, сравнительно-историческим методом и др.

Источник: Философский энциклопедический словарь

метод науч. познания, исследующий возникновение, происхождение и становление развивающихся явлений. Г. м. предполагает анализ нек-рого исходного состояния объекта и выведение из него последующих состояний.

Попытки осмысления происхождения и возникновения бытия, мира, отд. процессов и явлений характерны уже для мифологии. Генезис природного и социального бытия был в центре внимания антич.

мыслителей, выдвигавших различные исходные первоначала (атом у Демокрита, стихии у Аристотеля, субстанция и др.).

В ходе развития науки Г. м. складывается к кон. 18 — нач. 19 вв. и находит свое выражение в космогония, гипотезе Канта — Лапласа, атомистике Дальтона и др. В философии Гегеля Г. м. кладется в основу феноменологич. анализа сознания, к-рый ставит своей целью показать историч.

метаморфозы форм сознания и раскрыть становление науки вообще. Проникновение генетич. анализа в науки, исследующие процессы развития, привело к утверждению Г. м. как особого метода познания и к возникновению спец. отраслей знания (теория эволюц. происхождения видов Дарвина, генетич. психология, генетич. социология и др.).

Читайте также:  Общая характеристика мотивации - справочник студента

В зап.-европ. философии 20 в. Г. м. преим. используется при анализе форм сознания, предрассудков, ценностных установок и т. д.

(фрейдизм отстаивает идею выведения различных форм сознания из архетипов, неокантианство кладет в основание теории познания принцип генезиса и идеального конструирования; в феноменологии выделяются статич. и генетич. подходы в теории сознания).

В совр. науке осознается необходимость соединения структурно-синхронич. и генетическидиахронич. изу

чения объектов. Эта тенденция выражается как в критике чисто эволюционистской трактовки Г. м., при к-рой выпадают из анализа законы функционирования исследуемого объекта, так и в стремлении модифицировать структурно-функциональный подход — расширить его так, чтобы сделать возможным изучение генезиса функций и структур и их развития.

Принципы синтеза структурно-функционального и генетич. изучения объектов были выдвинуты марксизмом, к-рый вместе с тем подчеркнул специфику каждого из этих подходов. Так, анализ К. Марксом бурж.

экономики включает в себя как исследование структуры развитого товарно-ден. общества, так и изучение процессов генезиса капитала и его различных форм. См.

также Историзм, Историческое и логическое, Методология.

Источник: Советский философский словарь

(от лат. genesis — происхождение, возникновение) — способ исследования социокульт. феноменов с позиции последовательного историзма. Ряд совр. исследователей (Ж.Бодрийар, П.Де Ман, Ж.Делез, Ж.Деррида, П.Слотердайк, М.Фуко и др.), вслед за К.Поппером и М.Хайдеггером, полагают, что господство Г.м. в соц.-гуманит. науке и соц. философии явл. одним из осн.

признаков классич. европ. культуры, начиная с раннего Просвещения. Важнейшими основаниями Г.м., как правило, признаются: 1) иудео-христ. историософия, осн. мотивами к-рой явл., во-первых, принцип общности соц.-истор. и нравств.-культ. процессов и, во-вторых, постулирование метаистор. цели, к достижению к-рой провиденциально направлена история чел. рода (см.

Метаистория); 2) эволюционистские концепции классич. естествознания (прежде всего идея всеобщности и поступательности процессов развития в природе и идея универсальности динамической причинно-следственной взаимосвязи); 3) логоцентристская парадигма, предполагающая рациональную познаваемость социокульт. процессов в виде непротиворечивой логич.

схемы, используемой в конкретной соц. практике как «руководство к действию» (см. Логоцентризм). В разл. течениях классич. (гегельянство, шеллингианство) и неклассич. (марксизм, неогегельянство, неокантианство, неореализм, неотомизм, позитивизм, фрейдизм) философии принципы Г.м. получали разнообразную интерпретацию и применялись к разл. сферам соц., культ.

и психич. реальности. Однако, как считает амер. философ и литературовед П.Де Ман (1919—83), «общим знаменателем» этих версий остается высказывание Гегеля, приведенное в «Философии права»: «То, что исторически выступает последним, в действительности явл. логически первым». Критика данных принципов, начатая еще во второй половине XIX в. Ф.Ницше и С.

Кьеркегором, до сих пор остается одним из важнейших стимулов развития соц. философии, культурологии и частных соц.-гуманит. наук. Однако говоря о критическом отношении к Г.м., следует учитывать, что оно распространяется, прежде всего, на попытки универсально-схематического описания и объяснения истории, соц. системы, культ. явлений и чел. поведения.

Что же касается его применения в исследовании и осмыслении конкретных, феноменологически опред. явлений и процессов, то Г.м. был и остается одним из важнейших инструментов соц.-гуманит. познания. Примерами его плодотворного использования явл., в частн., «генеалогический метод» Ницше, адаптированный в дальнейшем М.

Фуко, или структурно-генетический метод, используемый П.Бурдье и Э.Гидденсом. Е.В.Гутов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

Источник: https://terme.ru/termin/geneticheskii-metod.html

Экспериментально-генетический метод

Наряду со структурно-аналитическим методом в психологии широко используется экспериментально-генетический метод, имеющий особенно большое значение для детской (генетической) психологии.

С его помощью экспериментатор может исследовать происхождение и развитие у ребенка тех или иных психических про­цессов, изучать, какие этапы в него включены, какие факторы его, определяют.

Ответ на эти вопросы можно получить, прослеживая и сравнивая, как выполняются одни и те же задачи на последовательных ступенях развития ребенка. Этот подход получил в психологии название генетических (или поперечных) срезов.

Другой модификацией экспериментально-генетического метода является лонгитюдное исследование, т.е. длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определить возрастную и индивидуальную изменчивость фаз жизненного цикла человека.

Лонгитюдное исследование нередко ведется в условиях естественного эксперимента, который был предложен в 1910 г. А.Ф. Лазурским. Смысл его в том, чтобы исключить напряжение, которое испытывает человек, знающий, что над ним экспериментируют, и перенести исследование в обычные, естественные условия (урок, собеседование, игра, домашние занятия и т.п.).

Примером естественного эксперимента может служить исследование продуктивности запоминания в зависимости от установки на длительность сохранения материала в памяти; На уроке в двух классах учеников знакомят с материалом, который нужно изучить.

Первому классу сообщают, что их будут опрашивать на следующий день, а второму – что опрос будет через неделю. На самом деле оба класса опрашивали через две недели.

В ходе этого естественного эксперимента были выявлены преимущества установки на длительное сохранение материала в памяти.

В возрастной и педагогической психологии нередко применяется сочетание структурно-аналитического и экспериментально-генетического методов.

Например, чтобы выявить, как формируется та или иная психическая деятельность, испытуемого ставят в различные экспериментальные условия, предлагая решать определенные задачи. В одних случаях от него требуется самостоятельное решение, в других ему предоставляются разного рода подсказки.

Экспериментатор, наблюдая за деятельностью испытуемых, определяет те условия, при использовании которых испытуемый может оптимально овладеть данной деятельностью.

При этом, применяя приёмы экспериментально-генетического метода, оказывается возможным экспериментально сформировать сложные психические процессы и глубже исследовать их структуру. Такой подход получил в педагогической психологии название формирующего эксперимента.

Экспериментально-генетические методы широко использовались в трудах Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, П.П. Блонского, С. Л. Рубинштейна, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева.

Классическим примером использования генетического метода является исследование эгоцентрической речи ребенка, то есть речи, обращенной к самому себе, регулирующей и контролирующей практическую деятельность ребенка. Генетически эгоцентрическая речь, восходит к внешней (коммуникативной) речи.

Ребёнок вслух обращается к самому себе так, как к нему обращался кто-либо из родителей или воспитывающих взрослых. Однако с каждым годом эгоцентрическая речь ребёнка становится всё более сокращённой и потому непонятной окружающим, а к началу школьного возраста прекращается совсем.

К этому возрасту эгоцентрическая речь не отмирает, не исчезает, а переходит во внутренний план, становится внутренней речью, которая играет важную роль в самоуправлении своим поведением. Внутреннее проговаривание или «речь про себя» сохраняет структуру внешней речи, но лишена фонации, т.е. произнесения звуков. Она составляет основу нашего мышления, когда мы проговари­ваем про себя условия или процесс решения задачи.

Экспериментально-патологический метод (метод синдромного анализа)

Третьим базовым методом психологии, особенно важным для нейропсихологии и патопсихологии, является экспериментально-патологический метод. С его помощью исследуются изменения, которые наступают в случаях мозговых травм, патологии мозга, а также при исключительном развитии какой-либо одной стороны психических процессов.

Например, известны случаи такого развития памяти, когда человек ничего не забывал и мог безошибочно воспроизвести любой услышанный или увиденный текст через многие годы. А.Р.

Лурия исследовал подобного мнемониста в 30-х годах, фантастическая память которого, давая ему определенные преимущества, в то же время чрезвычайно затрудняла ему жизнь.

Эксперименты показали, что он был не в состоянии представлять и предвосхищать реальные события, он жил как бы в одном прошлом и не мог управлять своей нечеловеческой памятью.

В таких «поставленных жизнью» экспериментах исследователь устанавливает, какие именно психические процессы внутренне связаны с нарушенным фактором, а какие не зависят от него. Подобный анализ позволяет описать целый синдром, т.е. комплекс симптомов, возникающих у человека при изменении какой-либо одной функции, а также дает возможность выявить взаимную зависимость (корреляцию) отдельных психических процессов.

Метод синдромного анализа может быть также применен в общей психологии и психологии индивидуальных различий.

Например, можно исследовать как сверхразвитие какой-либо одной черты (предположим, яркой зрительной памяти) или индивидуальной особенности нервных процессов (предположим, слабость и недостаточная подвижность нервных процессов) влияет на перестройку всех психических процессов и может стать решающим фактором в формировании целого комплекса индивидуальных особенностей личности.

Источник: https://studopedia.su/15_40053_eksperimentalno-geneticheskiy-metod.html

Экспериментально-генетический метод

Психология наряду со структурно-аналитическим методом широко использует экспериментально-генетический метод исследования психического развитияСтоит отметить, особенно огромное значение он имеет детской генетической психологии.

Экспериментально-генетический метод был разработан и впервые применен Л.С. Выготским при исследовании формирования высших опосредованных форм внимания и памятиВажно заметить, что метод связан с теорией развития высших психических функций.

Смысл генетического метода состоит в разработке искусственных экспериментальных условий, которые методствуют созданию самого процесса возникновения высших форм психических функций. Два основных положения лежат в основе такого экспериментального исследования генезиса психических явлений:

  1. Первое положение связано со спецификой человеческих психических процессов. Эᴛο опосредованные процессы, использующие наиболее разнообразные психологические орудия-средства-знаки;
  2. Второе положение – психический процесс возникает и функционирует в 2-х планах – социальном и психологическом или как категория интерпсихическая, а потом как интрапсихическая.
Читайте также:  Воля и волевые действия - справочник студента

Черты и особенности экспериментально-генетического метода

Основнои̌ специфической чертой метода ᴇᴦο соответствие предмету теории. Говоря другими словами, метод направлен на выявление закономерностей процесса происхождения и развития высших психических функций, т.е. социокультурного генезиса.

Но ᴛᴇᴍ не менее главные принципы экспериментально-генетического метода всœегда сохраняются, а ϶то значит, что в любом конкретном исследовании, всœегда присутствуют общие принципы и специфические особенности.

Лонгитюдное исследование

Мы у говорили, что лонгитюдное исследование модификацией экспериментально-генетического метода. Рассмотрим ᴇᴦο подробнее. В ϶том исследовании одна выборка обследуется дважды за определенный период времени. Нет четких правил по поводу того, когда исследование с повторным обследованием будет лонгитюдным. При использовании термина учитывают два приблизительных критерия:

  • Первый критерий, когда речь идет об изучении естественных изменений, не вызванных экспериментальным путем;
  • Второй критерий связан с употреблением данного термина в отношении регулярного обследования на весьма длительном временӊοм интервале. Эᴛο значит, что обследование одних испытуемых, например, в течение однои̌ недели несколько раз, не должно претендовать на название лонгитюдного. При ϶том надо заметить, что ʼʼвесьма длительный временӊοй интервалʼʼ зависит от уровня развития испытуемых. Рассматривать ᴇᴦο как лонгитюдный можно было бы, если на момент первого обследования испытуемым было всœᴇᴦο несколько дней от роду.

Поскольку суть лонгитюдного плана сводится к сравнению полученных ранее результатов, с результатами более поздними, то исследователь должен использовать методы измерения, выбранные в самом начале.

Ситуация складывается таким образом, что в ходе длительного исследования тест теряет свою теоретическую актуальность.

По϶тому, естественно, было интересно в 1990 году, может быть невостребованным в 2015 году.

Проблемы выборки исследования

Целый ряд проблем связан с характером выборки, потому что долгосрочные исследования требуют от испытуемых затрат времени и усилий. Вполне очевидно, что отбор в какой-то степени должен основываться на таком факторе, как вера испытуемых в ценность исследования.

При такой ситуации выборка может оказаться не репрезентативнои̌ в отношении популяции, на которую можно перенести свои выводы.

Кроме , испытуемые ᴎɜ лонгитюднои̌ выборки в основном ровесники, относящиеся к одному поколению или когорте, а ϶то значит, что любые результаты данного поколения, будут в какой-то степени, специфичны.

К примеру, интересует вопрос, как изменяются люди в течение первых 30-ти лет жизни, при условии, что родились в 1940 году. В ϶том случае с определеннои̌ долей уверенности можно сказать, как изменялись в 1950-х, 1960-х, 1970-х годах. Результаты были бы иными, если испытуемые появились на свет раньше или позже.

Несмотря на многие параметры лонгитюднои̌ выборки, не соответствуют критерию репрезентативности, всœе-таки дают возможность избегать при отборе систематических ошибок.

Систематической ошибки быть не может, если каждый испытуемый сравнивается сам с собой. Но, на практике есть вероятность избирательного отсева, т.е.

испытуемые, выбывшие ᴎɜ исследования, закономерно отличаются от тех, кто остался.

При лонгитюдном изучении интеллекта, например, у выбывших испытуемых он более низкий при первом тестировании. Выпадение в результате низкого уровня компетентности оказывают влияние на результаты более молодых испытуемых.

Следствием ʼʼпозитивное искажениеʼʼ в пользу старших возрастных групп. Можно ограничить сравнение результатами, оставшихся в группе людей, которые влияют на итоговые показатели всœех возрастных категорий.

В ϶том случае выборка изначально не репрезентативная будет ещё более таковой.

Можно сказать ещё об одном признаке, отличающем участников лонгитюдного исследования от популяции, на которую исследователь хочет перенести свои выводы. В отличие от популяции участники лонгитюдного исследования регулярно проходят психологическое тестирование – в результате потенциальное значение имеют две причины искажения валидности:

  1. Первая причина связана с тестированием. На ᴇᴦο результаты окажут влияние подобные тесты, или выполненные ранее;
  2. Вторая причина имеет более общий характер и связана с проблемой реактивности. На поведение человека может повлиять факт осознания того, что ᴇᴦο изучают, по϶тому ответы испытуемых не всœегда отражают типичный процесс развития.

Эᴛο вовсœе не значит, что данные проблемы характерны всœех лонгитюдных исследований. Наиболее выражены в тех, которые связаны с частым и явным тестированием испытуемых зрелого возраста.

Возможности лонгитюдного исследования достаточно широки и не ограничиваются возможностью отслеживать развитие однои̌ черты или однои̌ формы поведения.

Данное исследование позволяет изучить любые закономерности возрастных изменений при условии измерения необходимых параметров.

Источник: http://referatwork.ru/info-lections-55/gum/view/23970_eksperimental_no_geneticheskiy_metod

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД

Логика данного метода предусматривает активное моделирование и воспроизведение в специальных условиях закономерностей возникновения и становление в онтогенезе психологических функций.

Теоретический уровень изучения психических процессов задается исследователю конструированием содержательно-операциональных сторон деятельности. Причем особенностью конструирования является то, что модель, созданная исследователем, отвечает внутренней структуре самого психического процесса.

Здесь психический процесс, будь это способ мышления или память, воссоздается в соответствии с сощтально-культурными нормами, которые сделали их достижением духовной культуры. Метод, фиксируя «объективную диалектику вещей», порождает «субъективную диалектику идей», диалектику психического, развивающегося по законами действительности.

Исследуемый психический процесс или функция сначала конструируется в виде модели определенной деятельности, а потом осуществляется специальными способами организации активности субъекта. Универсальным способом организации активности человека является задача.

Учебная задача в экспериментально-генетическом исследовании служит способом порождения и развития психических процессов, специфической их моделью. Конечно, между моделью как объективным и психическим как субъективным, порожденным на его основе, нет тождества, а существуют отношения адекватности.

Экспериментально-генетический метод задает способы построения высших психических функций, которые присваиваются субъектом в процессе преобразования учебного содержания. А процесс преобразования объединяет генетический и структурно-функциональный моменты психического и задает подобные структуры (в виде способов анализа) психического явления.

Представление о психических процессах как о регуляторах деятельности и поведения человека принуждает интерпрегиро- вать закономерности психического развития как необходимое и логичное следствие формирования их экспериментально-генетическим методом.

Осмысление экспериментального обучения требует определения системы принципов экспериментально-генетического исследования.

Пршщмп анализа по единицам. Использование экспериментально-генетического метода психологического исследования предусматривает раскрытие, выяснение причинных связей и отношений, лежащих в основе сложных психических процессов.

Способом решения этой проблемы является анализ «по единицам’5. Он направлен на определение исходного отношения (в реальности сно всегда существует в виде определенного противоречия), которое порождает класс явлений как целое.

  • Выделенная психологическая единица — «клеточка» — сохраняет свойства целого.
  • Необходимо подчеркнуть, что единица потенциально сохраняет свойства целого, как возможность их возникновения в процессе собственного развитая.
  • Психические свойства — это все разнообразие форм, конкретных признаков, в которых проявляется единица психического — сущность разнообразного.
  • Основное задание принципа — выделить целостные черты и моменты каждого психологического явления, которые сохраняли бы примат целого; использовать естественное объяснение психических процессов.
  • В экспериментально-генетическом методе «анализ по единицам» объединяется с генетическим исследованием, и они приобретают статус научного обоснования развития психических процессов.
  • Основными методологическими требованиями к изучению психического являются преобразование «вещи в процесс» и понятие «динамичная система» в «момент ее развития».
  • В результате этого психическое образование как динамичная система измеряется количественно и качественно.
  • Результатом экспериментально-генетического исследования становится историческое объяснение того, что представляет собой исследуемая форма поведения, что означает раскрытие происхождения процесса, историю его развития и что привело в современное состояние.

Принцип историзма. Принцип историзма предусматривает понимание того, что он не тождественен филогенетическому и онтогенетическому развитию человека.

Задание исследователя заключается в генетическом изучении структурных компонентов психического процесса, который разворачивается во времени. Охватить в исследовании процесс развития как психическое явление во всех его фазах и изменениях — от момента возникновения до гибели — и означает раскрыть его природу, познать его суть.

Понимание психики как исторического продукта определило и необходимость создания адекватного — исторического метода ее изучения. Это — результат ассимиляции идей: принципа развития и принципа объективно-экспериментального изучения психики.

Принцип развития становится исходным для объяснения процесса в целом. А ключом для объективного понимания процесса развития является эксперимент, позволяющий выявить в абстрактной форме закономерности, саму суть генетического процесса.

Отношения между природным развитием и развитием с целью исследования (путем его воспроизведения) такие же, как между логическим и историческим.

Единым методологически правильным способом изучения психического развития является его экспериментально-генетическое изучение. А главной задачей психологии обучения является проблема сближения морфологического, экспериментального и генетического анализа.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии

Источник: https://psihologia.biz/psihologiya-psihologiya-obschaya_693/eksperimentalno-geneticheskiy-metod-32532.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector