ЕГЭ 2018 по обществознанию — Экономика
Термин «экономика» (от гр. oikos – домашнее хозяйство и потов – правила) имеет двоякий смысл.
Экономика – это:
– Система хозяйствования, включающая отрасли материального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т. д.) и нематериальной сферы (образование, культура, здравоохранение и т. д.), обеспечивающая общество материальными и нематериальными благами.
– Наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности.
Экономика играет огромную роль в жизни общества. Она обеспечивает людей материальными условиями существования – продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления.
- Экономическая деятельность есть производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг.
- Производство – это процесс создания экономических благ и услуг, которые выступают исходным пунктом экономической деятельности.
- Распределение – это разделение произведенного продукта, дохода между участвующими в его производстве.
- Обмен – это процесс, в котором взамен произведенного продукта люди получают деньги или другой продукт.
- Потребление – заключительная стадия производства, в процессе которой произведенный продукт используется (потребление предметов длительного пользования) или уничтожается (потребление продовольствия).
- Сферы производства, распределения, обмена и потребления как фазы единого процесса производства не только следуют друг за другом, но и взаимопроникают друг в друга.
- В целом производство – это деятельность общества, направленная на удовлетворение своих потребностей.
Потребность – это необходимость в чем-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личности и общества в целом. Потребности могут возникать и изменяться как под влиянием внутренних побудительных мотивов, так и под внешним воздействием. Они становятся побудительным мотивом экономической деятельности.
Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами.
Свободных благ, которые неограничены и доступны для всех нуждающихся в них, в природе крайне мало. Большая часть благ ограничена и относится к экономическим благам.
Экономические блага – это средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве. Для создания экономических благ необходимы ресурсы. Среди них – ресурсы времени, трудовые ресурсы, природные ресурсы, финансовые (или денежные) ресурсы, разнообразные орудия труда.
Ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг, называют факторами производства, или производственными ресурсами. Важнейшие из них – труд, земля, капитал, предпринимательство или предпринимательские способности.
Труд представляет собой совокупность физических и умственных способностей, которые используют люди в процессе создания экономических благ. Величина этого фактора зависит от ряда параметров.
Прежде всего – от количества населения трудоспособного возраста.
Не меньшую роль играет качество труда, которое определяется уровнем образования людей, их квалификацией, состоянием здоровья, характером труда и мотивацией к нему.
Труд характеризуется интенсивностью и производительностью.
Материальное вознаграждение за труд (цена труда) называется заработной платой.
Под «землей» экономисты понимают все виды природных ресурсов.
В эту группу включаются «даровые блага природы», которые применяются в производственном процессе: участки земли, на которых располагаются производственные здания, пахотная земля, леса, воды, месторождения полезных ископаемых.
Определенная сумма, выплаченная за пользование землей, называется рентой. Земельная рента составляет доход того, кто владеет землей.
Капитал (от лат. capitalis – главный) включает в себя произведенные человеком средства производства. Капитал – это все то, что используется людьми для производства товаров и услуг или служит необходимым условием этого производства.
Основной капитал – здания, станки, оборудование; используется в течение ряда лет; переносит свою стоимость на продукт по частям; затраты возмещаются постепенно.
Оборотный капитал – сырье, материалы, энергетические ресурсы; расходуется за один цикл; входит во вновь созданный продукт целиком; затраты возмещаются после реализации продукции.
Доход на капитал называется процентом.
Капитал в качестве средств производства (физический капитал) следует отличать от финансового капитала, под которым понимают деньги, используемые для покупки факторов производства с целью организации производства товаров и услуг.
Важнейшим производственным ресурсом являются способности человека к предпринимательству. Ими обладает очень небольшая часть людей, выполняющих целый ряд функций, без которых организация и успешная производственная деятельность невозможны.
К этим функциям относятся: умение правильно соединить факторы производства – труд, землю, капитал – и организовать производство; умение принимать решения и брать ответственность на себя; умение идти на риск; быть восприимчивым к нововведениям.
Вознаграждение предпринимателю за производство товара или услуги называется прибылью (предпринимательским доходом). Прибыль – это то, что остается после вычитания денег на производство из общей выручки.
В последнее время в отдельную группу выделяют новый вид ресурсов – информацию. Владение информацией является неотъемлемой составляющей предпринимательских способностей.
Помимо перечисленных факторов производства, в экономике играют большую роль такие факторы, как общая культура, различающаяся в различных обществах; наука, имеющая всеобщий, общечеловеческий характер; социальные факторы, прежде всего состояние нравственности, правовая культура.
Факторы производства, как и все виды ресурсов, ограничены. Ресурсов всегда недостаточно по сравнению с существующими потребностями, которые требуется удовлетворить с помощью этих ресурсов. Из данного противоречия между неограниченными потребностями и ограниченными средствами, предназначенными для их удовлетворения, возникает проблема ограниченности.
Ни один из факторов в отдельности не может произвести продукт и принести доход. Поэтому процесс производства представляет собой взаимодействие факторов.
Ключевыми понятиями производства являются понятия «товар» и «услуга».
Товар – продукт труда, произведенный для продажи на рынке. Признаки товара: должен быть предназначен для обмена, т. е. обладает стоимостью – овеществленным в товаре трудом товаропроизводителя; должен удовлетворять потребность человека, т. е. обладает потребительной стоимостью.
Услуга – результат полезной деятельности предприятий (организаций) и отдельных лиц, направленной на удовлетворение определенных потребностей населения и общества.
Экономика как наука – это совокупность конкретных экономических дисциплин, таких как экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика труда, финансы и кредит, экономическая статистика и математика.
Экономическая теория (экономика), как и любая другая научная дисциплина, выполняет присущие ей функции.
Функции экономической теории взаимосвязаны и проявляются одновременно в разных формах.
В современной экономической теории используются два уровня анализа: макроэкономический и микроэкономический.
- Экономическая наука прошла долгий путь развития, опираясь на теоретические изыскания ведущих экономических школ.
- Экономические школы – системы взглядов и теоретических изысканий представителей различных направлений экономической мысли, которые имеют своих основоположников и последователей, обосновывают собственную концепцию, пытаются объяснить законы экономического развития общества и предложить основные направления дальнейшего его развития.
- Образец задания
A1. Выберите правильный ответ. Предметом изучения экономики как науки является
- 1) обмен продуктами питания 2) оформление трудового договора 3) разработка принципов распределения ресурсов
- 4) изобретение ресурсосберегающих технологий
- Ответ: 3.
Источник: https://soociety.ru/egje-2018-po-obshhestvoznaniju/tema-1-jekonomika-nauka-i-hozjajstvo.html
2.1 Экономика и экономическая наука
Видеоурок:
Лекция:
Переходим к изучению экономической сферы жизнедеятельности общества. Слово экономика греческого происхождения, в буквальном переводе означает «правила ведения домашнего хозяйства». Ограничиваться только данным пониманием экономики нельзя. В обществознании этот термин используется в двух значениях, как хозяйство и наука. Рассмотрим оба значения.
Экономика как хозяйство
Экономика как хозяйство – это деятельность по производству, распределению, обмену и потреблению экономических благ (товаров и услуг), а также общественные отношения, возникающие в перечисленных процессах.
Для удовлетворения человеческих потребностей нужны блага.
Они бывают:
- общественными (блага, создающиеся государством: дороги, связь, здравоохранение, образование);
- природными или неэкономическими (блага, находящиеся в свободном доступе: солнечный свет, тепло, воздух);
- экономическими (блага, создающиеся в результате хозяйственной экономической деятельности).
Экономические блага подразделяются на:
- долговременные (дом, машина, мебель, бытовая техника, то есть те блага, которыми мы можем пользоваться на протяжении нескольких лет) и кратковременные (продукты питания, которые потребляются полностью);
- взаимозаменяемые – субституты (уголь — газ, чай — кофе, сметана — майонез) и взаимодополняемые – комплементы (компьютер — программное обеспечение, зубная щётка и паста, автомобиль и бензин);
- товары (любые вещи, которые продаются и покупаются) и услуги (действие, результат которого является объектом купли–продажи).
В свою очередь товары и услуги бывают материальными и нематериальными. К материальным товарам относятся продукты питания, одежда, бытовая техника, и прочие вещи. А материальными услугами являются прокат, ремонт бытовой техники, перевозка груза, строительство, химчистка, пошив одежды и др. Особенность материальных услуг состоит в том, что их результаты удовлетворяют материальные потребности человека. К нематериальным товарам относятся произведения литературы, скульптуры, научные открытия и другие духовно-нравственные ценности, которые облекаются в материальную форму. К нематериальным услугам относятся услуги репетитора, юриста, страхование, деятельность учреждений образования (школы, техникумы), здравоохранения (поликлиники, центры здоровья), культурного досуга (театры, музеи), социальной защиты (центры социального обслуживания, центры психолого-педагогической помощи, реабилитационные центры). Нематериальные услуги удовлетворяют потребности в познании, информации, консультировании, то есть духовные потребности.Экономическая деятельность включает четыре взаимосвязанные и взаимозависимые фазы:
- производство
- распределение
- обмен
- потребление
Производство – это процесс создания какого-либо продукта: товара или услуги, необходимого для удовлетворения потребности человека.
Пример производства: текстильное предприятие «Ассоль» выпустило женскую одежду стоимостью 1 млн. рублей.
Распределение – это процесс деления произведённого экономического продукта либо дохода между членами общества.
Примеры распределения: из 100% испечённого в пекарне хлеба 60% поставляется в магазины, 35% в школьную столовую, 5% расходуется на собственные нужды. Из средств госбюджета часть выделяется на развитие образования, часть на строительство дорог, часть на социальные выплаты, часть на поддержание отечественного производства и т.д.
Обмен – это процесс продвижения продукции от производителя до потребителя.
Существуют две формы обмена: бартер и торговля. Бартер – это натуральный обмен, при котором произведённый продукт обменивается на другой продукт. Торговля – это обмен произведённого продукта на деньги, т.е. купля – продажа.
Потребление – это процесс использования предметов длительного потребления (посуда, пылесос, телевизор) или уничтожения (продовольствие) товаров и услуг.
Экономическая сфера определяет ход развития других сфер. Библиотеки, музеи и театры, являющиеся институтами духовной сферы, создаются в результате экономического производства. Крупные бизнесмены стремятся воздействовать на власть, участвуют в деятельности политических партий.
Важными условиями демократии являются рыночная экономика и частная собственность. От экономического роста государства зависит благосостояние человека, семьи, общества.
А высокие материальные доходы семьи, обеспеченность жильём влияют на уровень рождаемости и состояние здоровья населения.
Экономика как наука
Экономика как наука изучает развитие и функционирование хозяйства, анализирует проблемы эффективного и рационального ведения хозяйства, разрабатывает оптимальные способы решения проблем.
Впервые определённые экономические знания о ведении хозяйства появились ещё до нашей эры. Но становление экономики как самостоятельной науки произошло только в XVI-XVII веках. Значение деятельности учёных — экономистов велико. Их научные труды нацелены на экономический рост государства.
Основной проблемой экономической науки является ограниченность природных ресурсов, необходимых для производства экономических благ и безграничность человеческих потребностей. Решением данной проблемы является рациональный выбор, предполагающий достижение максимального результата при минимальных затратах.
Подробнее можно об этом вы узнаете здесь.
Экономическая наука делится на два раздела – микроэкономика и макроэкономика. Микроэкономика изучает проблемы малых субъектов экономики – потребителей, домашних хозяйств и фирм.
Она исследует такие вопросы как: влияние соотношения цены/качества на выбор потребителя купить или не купить товар; выбор эффективного способа управления производством и повышение продаж фирмы и др.
Макроэкономика исследует экономические процессы в масштабе страны, к примеру, инфляция, безработица, экономический цикл, формирование государственного бюджета. Также данный раздел изучает международные экономические отношения.
Основной функцией экономики, как и любой другой науки, является познавательная. Она заключается в сборе, изучении, анализе и систематизации сведений об экономических процессах в обществе и государстве. Экономическая наука разрабатывает эффективные методы и средства хозяйственной деятельности (методологическая функция) и применяет их на практике (прагматическая или практическая функция). Важное значение имеет и прогностическая функция, позволяющая предвидеть кризис или рост в экономике. Безусловно, экономика как наука выполняет и образовательную функцию, которая заключается в передаче знаний об экономической теории и практике. Благодаря этой функции у нас появляются экономисты, от уровня и квалификации которых зависит богатство нашей страны. Среди функций есть и идеологическая. Она состоит в том, что экономика обосновывает смысл экономических процессов, целей общественного развития и формирует научное мировоззрение.
Задание: Приведите конкретные примеры функций экономической науки
Источник: https://cknow.ru/knowbase/110-21-ekonomika-i-ekonomicheskaya-nauka.html
Экономика как наука и как хозяйство. Экономическая теория
Понятие экономика имеет два определения. С одной стороны, это сфера жизни, связанная с производством материальных благ. С другой стороны — наука, которая изучает производство, распределение и потребление товаров и услуг.
1. Экономика как система хозяйствования включает отрасли материального производства и нематериальные сферы, которые обеспечивают общество материальными и нематериальными благами.
Материальное производство — это промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т.п. Нематериальная сфера экономики — это образование, культура, здравоохранение и т.п.
2. Экономика как наука изучает производственно-хозяйственные отношения. Она исследует, каким образом люди в условиях ограниченность ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности.
Три основных вопроса экономики: Что производить? Как производить? Для кого производить? От того, каким образом общество отвечает на эти вопросы, зависит тип экономической системы в данном обществе.
Слово экономика происходит от древнегреческого οἰκονόμος — правила ведения домашнего хозяйства.
Экономическая теория. Экономика как наука
Экономика — общественная наука, которая изучает проблему выбора в условиях ограниченности ресурсов для максимального удовлетворения потребностей людей.
Экономика как наука — совокупность конкретных экономических дисциплин. В нее входят фундаментальные и прикладные дисциплины: экономика промышленности и сельского хозяйства, экономика труда, экономическая статистика и математика, финансы и кредит.
Синонимы экономики как теоретической науки — экономическая теория или экономикс.
- Основная задача экономики — поиск путей эффективного ведения хозяйства и поиск оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их ограниченности. Для этого наука стремится объяснить события экономической жизни с помощью специальных моделей, отражающих реальную экономику.
- Предмет исследования экономики — экономические отношения, связи и взаимозависимости, а также поведение человека в вопросах хозяйственной жизни.
- Особенность экономической теории — акцент на функциональных, а не на причинно-следственных связях.
- Экономика — одна из наиболее точных общественных наук, она широко использует математический аппарат, количественные методы исследования.
Функции экономической теории
-
Познавательная функция — исследование и объяснение сущности и результатов экономических процессов. Экономическая теория позволяет анализировать отдельные процессы экономики, устанавливает взаимосвязи между явлениями, определяет свойства субъектов экономики.
-
Методологическая функция — определение методов работы и закономерностей экономического развития. Экономическая теория служит основой для таких дисциплин, как маркетинг, статистика, менеджмент.
-
Практическая функция — использование результатов теоретического анализа в моделировании и выработке экономической политики. Экономическая теория дает рекомендации по совершенствованию текущей экономической ситуации, снижению уровня инфляции, увеличению ВВП, рационализации хозяйства.
-
Прогностическая функция — на основе анализа экономических явлений и процессов наука позволяет разрабатывать направления перспективного развития, предсказывать экономические кризисы и т.п.
-
Образовательная функция — предоставление человеку системных знаний об экономике и ее перспективах. Позволяет формировать у граждан экономическую культуру, логику, основные понятия о рынке.
-
Идеологическая — обоснование смысла глобальных политических идей и целей развития общества и государства.
Экономические учения и школы
Экономика как самостоятельная наука выделилась из философии в XVIII веке с выходом в свет книги Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов».
В современной экономической теории выделяют целый ряд школ и направлений: монетаризм, марксистскую политэкономию, кейнсианство, австрийскую школу, поведенческую экономику, нейроэкономику и т.п.
Макроэкономика и микроэкономика
В современной экономической теории выделяются макроэкономика и микроэкономика.
Макроэкономика — это наука о хозяйстве в целом, на уровне страны и мира. Макроэкономика изучает темпы роста экономики, ВВП, объемы производства, совокупный доход.
- В макроэкономике действуют три субъекта: домохозяйство, фирма и государство.
- Макроэкономика занимается проблемами повышения занятости, увеличения объемов производства, экономического роста, преодоления инфляции, безработицы, кризисов.
- Макроэкономика стремится к стабильности и подчиняется принципу социального эффекта.
Микроэкономика — это наука о потребителях, фирмах и отдельных отраслях.
- Микроэкономика исследует причинно-следственные и функциональные связи, влияющие на принятие решений людьми, фирмами, предприятиями.
- В микроэкономике действуют два субъекта: фирма и домохозяйство.
- Микроэкономика занимается проблемами ограниченности выбора, альтернативной стоимости, цены, изучает процессы производства и потребления, изменения спроса и предложения на отдельные товары и на отдельных рынках.
- Микроэкономика стремится к динамике и росту, подчиняется принципу рыночной целесообразности.
Источник: https://www.anews.com/p/113308884-ehkonomika-kak-nauka-i-kak-hozyajstvo-ehkonomicheskaya-teoriya/
Лекция 1. Понятие "экономика" и предмет её изучения
Часто не задумываясь, мы употребляем термин «экономика» в разных смыслах. К примеру, говорим о недостаточном развитии экономики (т.е. хозяйства) какой-либо страны, региона. Либо изучаем экономику (т.е. науку). Таким образом, можно выделить два смысла экономики:
1) экономика — это хозяйство, в котором осуществляется производство, распределение, обмен, потребление, развиваются хозяйственные отношения. Субъектами экономики в этом смысле является всё экономически активное население — люди, принимающие участие в экономических отношениях;
2) экономика — это наука, изучающая хозяйство, хозяйственные отношения. Субъектами экономики в этом смысле являются учёные, а также все те, кто её изучает (школьники, студенты и т.п.).
Экономическая наука выполняет ряд функций: — познавательная функция — проявляется в том, что экономика познаёт, исследует, объясняет сущность и последствия явлений, происходящих в экономической сфере жизни общества; — методологическая функция — предполагает определение экономической наукой методов, средств, правил исследовательских работ в смежных науках. Например, по отношению к экономической социологии экономическая наука выполняет методологическую функцию в том смысле, что она разрабатывает инструментарий для социолога-исследователя в этом разделе дисциплины; — практическая функция — проявляется во внедрении достижений экономической науки в практику управления экономическими отношениями, производством и т.п.; — образовательная функция — проявляется в том, что экономика даёт возможность человеку получить знания по важнейшей сфере жизни общества — экономической; — идеологическая функция — заключается в обосновании экономикой смысла глобальных экономических процессов, целей развития государства и общества.
Перечень этих функций не закрытый — возможно добавить и другие функции экономики как науки.
В современной экономической науке выделяют два раздела: 1) макроэкономика — раздел экономической науки, изучающий хозяйство в целом страны или мира. Важнейшими проблемами исследования этого раздела экономической науки являются: занятость, объёмы производства страны или региона, инфляция, кризисы и т.п.;
2) микроэкономика — наука об отдельных отраслях производства, деятельности производителей и рациональном поведении потребителей. Микроэкономика акцентирует внимание на динамике спроса и предложения конкретных товаров, проблемы ценообразования и т.п.
В целом, главный предмет исследования экономики — экономические отношения. Такие отношения реализуются по поводу экономических благ.
Экономическое благо — это благо, удовлетворяющее двум условиям: 1) ограниченность, относительная редкость; 2) способность удовлетворять потребности, полезность. К примеру, воздух полезен — безусловно. Но — он не ограничен, поэтому и не является экономическим благом; у него нет цены.
Книги — благо экономическое. Книг в мире не безграничное количество, и они способны удовлетворять потребности в чтении. Поэтому книги имеют цену.
Цена — это оценка участниками рынка степени ограниченности и полезности какого-либо блага. Чем благо более редкое и полезное, тем оно имеет, как правило, более высокую цену.
Экономические отношения реализуются в четырёх стадиях (другими словами это можно назвать циклом воспроизводства товара): 1) производство — процесс создания экономического блага; 2) распределение — разделение произведенного экономического продукта, дохода, прибыли на отдельные части, имеющие адресное назначение, предназначенные для передачи, как правило, безвозмездно в отдельные фонды, отдельным лицам. Примером распределения может служить выплата налогов, благотворительность — они осуществляются безвозмездно; 3) обмен — возмездная купля-продажа или бартер (обмен без использования денег) товаров. Исходя из этого, обмен можно разделить на два типа: а) Т — Д — Т (товар — деньги — товар, т.е. купля-продажа) и Т — Т (товар — товар, или бартер). Примером обмена может являться покупка овощей в магазине. Покупатель обменивает деньги на товар;
4) потребление — извлечение полезных свойств из товара. Потреблённый товар прекращает своё существование, а цикл воспроизводства товаров повторяется.
Источник: https://social-studies.ru/theory/razdel-2-ekonomika/ponyatie-ekonomika-i-predmet-ejo-izucheniya.php