Деятельность считается основой для развития человека как личности, основным фактором его существования как социального существа. Освоение деятельности, ее осложнение, улучшение является важным условием для развития нервной системы человека.
Для решения воспитательных задач нужно базироваться на психологических закономерностях и динамику человеческих деятельностей.
Проводя воспитательные действия необходимо учитывать характер различных видов деятельности, их особенности, смысл, содержание и объем.
Понятие личности и деятельности в российской психологии рассматриваются как связанные между собой явления.
При разработке проблемы деятельности и активности личности, современная психология основывается на идеи о функциональном нраве отражения, о происхождении сознания из трудовой деятельности, о ведущей роли труда в поведении и деятельности человека.
Источником активности называют, в первую очередь, потребности. Именно потребности толкают человека к поиску средств для её удовлетворения, что влечёт за собой активную деятельность.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
По происхождению потребности можно поделить на естественные и культурные, и характеризуются последующими показателями:
- любая потребность обладает своим собственным предметом, т. е. она непрерывно есть осознание надобности в чем-либо.
- любая потребность получает определенное содержание в зависимости от критериев и способов ее удовлетворения.
- потребность обладает возможностью отражаться.
- потребности выражаются в мотивах, т. е. в некоторых побуждениях к деятельности.
У каждого вида деятельности выделяются свои особые мотивы.
Мотивы деятельности
Развитие деятельности влечёт за собой появление различных её видов и форм (игра, труд, учение), которые соединяются, соподчиняются. В таком случае устанавливается иерархическое соотношение мотивов, являющихся побудителями к различным видам деятельности. Такая единая система мотивов деятельности, возникающая в их развитии, составляет эмоциональную базу личности.
Иногда однообразные мотивы могут по-разному осуществляться в поведении, а различные мотивы имеют все шансы носить одинаковые внешне формы проявления в поведении.
Например, участие в общественных работах, побуждаемое соперничеством, желанием оказаться первым среди товарищей, не однозначно рвению ребенка принести выгоду собственному классу.
В зависимости от мотивов ребёнка, формируются разные свойства личности (в предоставленном примере индивидуализм и коллективизм).
Поведение побуждается чаще всего не одним, а сразу несколькими мотивами, которые различаются по содержанию и строению. Среди них выделяют ведущие и подчиненные.
Формирование мотивационной сферы личности характеризуется как раз сменой ведущих мотивов, созданием наиболее высоких нравственных мотивов.
Необходимые перемены соотношения мотивов, их иерархия гарантируется целенаправленной организацией деятельности. Именно поэтому в психологии существует понятие о системе мотивов, мотивации.
Дети школьного возраста участвуют в большом количестве разных типах деятельности, каждый из которых характеризуется не только конкретным составом разных видов деятельности, но и наличием ведущей деятельности.
В ней появляются, создаются или перестраиваются собственные психологические процессы (в учении — теоретическое мышление, в игре — фантазия и т. д.
), от нее зависят ключевые психические изменения каждого периода развития ребенка (дошкольник, например, в игре осваивает главные общественные функции и нормы поведения людей).
Известный российский психолог А. Н. Леонтьев писал, что одни виды деятельности играют главную роль в развитии, остальные — подчиненную, поэтому нужно говорить о зависимости развития психики от ведущей деятельности:
- в период дошкольного детства основным видом деятельности детей считается игра. В игре расширяется кругозор ребенка, развиваются умственные возможности (гипотеза, сообразительность, находчивость), создаются черты характера и нравственные свойства. Наравне с игрой большой смысл в жизни дошкольника приобретает трудовая активность. Взрослые включают ребенка в труд по самообслуживанию, вооружают его начальными умениями и навыками, сформировывают нравственно-волевые свойства. Принимая во внимание возраст детей, родители, учителя и воспитатели часто объединяют игру и трудовые занятия;
- с поступлением ребенка в школу главным видом деятельности становится учение. Оно безгранично расширяет кругозор детей, гарантирует создание мнений, способствует их углублению и уточнению. Во время обучения школьники овладевают методами учения и получают возможность узнавать многое не только со слов учителя, но и из книг, разговоров со старшими;
- в ходе самостоятельной деятельности детей развивается их познавательная активность. Она становится наиболее мощным катализатором их разностороннего развития;
- во время обучения в школе все больший смысл приобретает трудовая деятельность.
Значение активности
Определение
Активность — всеобщая черта всех живых существ, их личная динамика, служащая источником преображения и поддержания жизненно принципиальных связей со средой. Жизнедеятельность организма — это не просто уравновешение со средой, а активное её преодоление. Активность строится в согласовании с вероятным прогнозом развития событий в среде и расположения в ней организма.
Активность выступает в соотнесении с деятельностью, обнаруживаясь как динамическое условие ее развития, воплощения и видоизменения, как свойство ее собственного движения. Ее характеризует:
- обусловленность исполняемых действий спецификой внутренних состояний субъекта в момент действия — в отличие от реактивности, когда действия обусловлены предыдущей ситуацией;
- произвольность — т. е. обусловленность наличной целью субъекта;
- надситуативностъ — вывод за пределы начальных целей;
- значительная устойчивость деятельности в отношении принятой цели.
Даже ещё находясь в материнской утробе, ребёнок активно реагирует на внешние воздействия. Его активность проявляется в движениях, которые гарантируют жизнь, заставляют организм работать, действовать, усиливают его и оздоровляют. Без активной деятельности не могло бы быть полноценной жизни, не может быть развития человека и становления его как личности.
Но активность не означает только движения. Было бы неправильным сводить всю деятельность человека только к её физической стороне.
Активность проявляется также и в познании мира, расширении кругозора своих знаний, умений и навыков. Невозможно научить человека чему-то, если он сам не станет учиться.
Только осознанная деятельность приводит к формированию личности, обогащению личности и её росту.
Познавательная активность также изначально носит жизнеобеспечивающий характер, так как содействует ориентации ребенка в новом для него мире. Эмоциональная активность — принципиальная грань активности личности.
Многое ребенок в течение очень продолжительного периода узнает на уровне чувств, а не сознания. Он откликается на действия, психологической активностью дает знать окружающим вокруг о своем состоянии.
Именно активность позволяет малышу овладевать действиями с предметами.
Таким образом, активность как качество живого организма – это необходимое условие и предпосылка развития, неотъемлемая часть жизненных процессов организма, результатом которых является общий прогресс развития. Деятельность является фактором успешной социальной адаптации, помогает человеку осознать своё место в обществе и окружающем мире.
Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/obschie_osnovy_pedagogiki/deyatelnost_i_aktivnost_kak_usloviya_razvitiya_lichnosti/
Деятельность и активность как условия развития личности
Определение 1
Деятельность – это основной показатель развития человека как личности. Это основной критерий его существования как социального существа. Работа в одном направлении, осложнение деятельности и ее улучшение – это условия для развития личности и нервной системы человека.
При решении воспитательных проблем затрагиваются психологические закономерности и скорость человеческой деятельности. Во время воспитательной работы стоит учитывать характер разных видов труда, их особенности, смысл, содержание и объем.
Понятие деятельности
Понятие личности и работы в отечественной психологии – это связанные явления.
Современная психология базируется на идеях о функциональном нраве отражения, о появлении сознания из трудовой работы, о главной роли труда в поведении и деятельности человека. Источник активности – это потребности.
Именно они выступают толчком для человека, чтобы он начал поиск средств для удовлетворения, что и влечет активную деятельность.
По появлению потребности разделяются на естественные и культурные и характеризуются такими показателями:
- Потребности имеют собственный предмет;
- Содержание зависит от критериев и способов удовлетворения потребности;
- Они отражаются;
- Выражается в мотивах, побуждающих к работе.
Мотивы деятельности
Развитие деятельности формирует виды и формы, которые потом соединяются и соподчиняются. Самые популярные виды – игра, труд, учение. Устанавливается иерархическое соотношение мотивов, побуждающих разную работу. Единая система мотивов составляет эмоциональную часть личности.
Однообразные мотивы могут по-разному проявляться в поведении. А вот разные мотивы могут носить одинаковые внешние формы в поведении.
Пример 1
Участие в общественных работах побуждает соперничество, желание быть первым среди друзей. Но может быть и желание принести выгоду всему классу. Мотивы ребенка формируют разные свойства личности – индивидуализм или коллективизм.
Поведение зачастую формируется несколькими мотивами, разными по содержанию и строению. Они бывают ведущими и подчиненными. Мотивационная сфера личности меняет ведущие мотивы, создавая более высокие нравственные поводы. Целенаправленная организация деятельности гарантируется переменами соотношения мотивов и их иерархией. Поэтому в психологии и существует понятие системы стимулов и мотивации.
В школьном возрасте дети часто участвуют в разной деятельности. Они характеризуются не только конкретным составом разных видом, но и ведущей работой. В ней проявляются, создаются и перестраиваются психологические процессы. Например, при учебе – это теоретическое мышление, а в играх – фантазия. От этих процессов зависят ключевые психические изменения на протяжении всего развития ребенка.
Российский психолог Леонтьев утверждал, что одни виды деятельности отыгрывают главные роли в развитии, а остальные – подчиненные. Поэтому развитие психики стоит рассматриваться в зависимости от ведущей деятельности:
- В дошкольном возрасте основная работа – это игра. У ребенка расширяется кругозор, развиваются умственные возможности, создаются черты характера и нравственные свойства. Рядом с игрой стоит трудовая активность. Взрослые обучают ребенка самообслуживанию, дают начальные умения и навыки, формируют нравственно-волевые качества. В зависимости от возраста малыша всё его окружение объединяет игру и трудовые занятия;
- В школе на смену игре приходит учение. Оно еще больше расширяет кругозор, создаются мнения. Во время учебного процесса ребенок овладевает методами учения и узнает многое не только от учителя, но и из книг, общения со старшими детьми;
- Самостоятельная работа развивает познавательную активность ребенка;
- В школьные годы трудовая деятельность становится более важной.
Значение активности
Определение 2
Активность – это общая черта для живых существ, их личная динамика. Она служит источником улучшения и поддержания жизненно важных связей со средой.Жизнедеятельность организма – это не только нормальные отношения с окружением, а ее преодоление. Активность строится с вероятным прогнозом развития событий в среде и расположения в ней организма.
В психологии активность и деятельность соотносятся друг с другом. Обнаруживаются динамические условия ее развития, воплощения и видоизменения, как черта ее движения. Активность характеризуют:
- Обусловленность исполняемых действий, спецификой внутренних состояний субъекта в момент действия – в отличие от реактивности, когда действия обусловлены предыдущей ситуацией;
- Произвольность – проявляется в цели субъекта;
- Надситуативность – выводится за пределы первоначальной цели;
- Значительная устойчивость деятельности в отношении принятой цели.
Еще в материнской утробе ребенок реагирует на внешние действия. Его активность проявляется в движениях, указывающих на жизнь. Эти процессы заставляют организм работать, действовать, усиливаться и оздоровляться. Без активной деятельности полноценной жизни не будет, развитие человека и становление его как личности также невозможно.
Активность не характеризуется только в движении. Она проявляется еще в познании мира, расширении кругозора знаний, умений и навыков. Сложно научить человека чему-либо, если он сам не хочет заниматься. Осознанная работа формирует личность, обогащает ее и развивает.
Познавательная активность проявляется в жизнеобеспечивающих факторах, так как помогает сориентироваться ребенку в новом мире. Эмоциональная активность – это грань оживления личности. Многое ребенок узнает из чувств, а не сознаний. Он откликается на действия. Психологическая активность дает информацию миру о состоянии. Именно эта инициативность позволяет ребенку работать с предметами.
Активность – это важное условие и предпосылка для развития, часть жизненных процессов организма. Их результатом выступает общий прогресс развития. Деятельность – это успешная социальная адаптация. Она помогает человеку определить свое место в обществе и окружающей среде.
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/obschie-osnovy-pedagogiki/dejatelnost-i-aktivnost/
Особенности развития личности студента
Авторами изучен большой объем фактического материала.Данная статья посвящена теме становления личности студента в высшей школе. Авторы исследовали виды адаптации студентов.
Студенту как человеку определенного возраста и как личности можно дать характеристику с трех сторон:
- с психологической, представляющую собой целостность психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне — психические свойства (направленность, темперамент, характер, возможности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований. Но при этом, изучая конкретного студента, надо учитывать вместе с тем особенности каждого данного индивида, его психических процессов и состояний.
- с социальной, которая воплощает социальные взаимоотношения, качества, обуславливаемые принадлежностью студента к конкретной общественной группе, национальности и т.д.
- с биологической, включающую тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, абсолютные рефлексы, инстинкты, физическую силу, сложение тела, физиологические особенности личности. Данная сторона в основном определена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах меняется под влиянием жизненных обстоятельств.
Исследование этих сторон раскрывает качества и способности студента, его возрастные и индивидуальные характерные черты.
Так, если подойти к студенту как к человеку определенного возраста, то для него будут характерны наименьшие величины латентного периода реакций на простые, комбинированные и вербальные сигналы, оптимум абсолютной и разностной восприимчивости анализаторов, наибольшая гибкость в образовании сложных психомоторных и других умений. В случае если сопоставить с другими возрастами, в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения интереса, решения вербально-логических вопросов и т.д. Отсюда следует, что студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, «пиковых» итогов, которые базируются на всех предшествующих процессах биологического, психологического и социального формирования.
Если изучить студента как личность, то возраст 18- 20 лет — это промежуток более интенсивного формирования моральных и эстетических чувств, развития и стабилизации нрава и, что в особенности немаловажно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. С данным периодом неразрывно связано начало «экономической активности», под которой демографы подразумевают включения человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание своей семьи.
Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. Отличительной особенностью нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения.
Значительно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах — целеустремленность, уверенность, упорство, самостоятельность, активность, умение владеть собой.
Увеличивается заинтересованность к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).
Вместе с тем эксперты в области возрастной психологии и физиологии обращают внимание на то, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17-19 лет развита не в полной мере. Нередки немотивированный риск, неспособность предугадать последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы.
Канадский психолог Джеймс Марша в 1966 г. выделил четыре этапа развития идентичности, измеряемые степенью профессионального, религиозного и политического самоопределения молодого человека.
- Неопределенная, размытая идентичность» . Этот этап характерен тем, что индивид еще не выработал сколько-нибудь четких убеждений, не выбрал профессии и не столкнулся с кризисом идентичности.
- Досрочная, преждевременная идентификация» имеет место, если индивид включился в соответствующую систему отношений, но сделал это не самостоятельно, в результате пережитого кризиса и испытания, а на основе чужих мнений, следуя чужому примеру или авторитету.
- Этап «моратория» обуславливается тем, что индивид находится в процессе нормативного кризиса самоопределения, выбирая из многочисленных вариантов развития тот единственный, который может считать своим.
- Достигнутая зрелая идентичность» характеризуется тем, что кризис завершен, индивид перешел от поиска себя к практической самореализации.
Профориентационная работа с молодыми людьми, поступающими в высшую школу, весьма значима. С целью установления способностей, которые необходимы для овладения той или иной профессией, требуется предварительное описание профессиограмм.
Согласно требованиям, предъявляемыми профессиограммой к психике человека, выделяются три уровня: 1) абсолютно необходимые; 2) относительно необходимые; 3) желательные. Применение данных профессиограмм дает положительные результаты.
Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе, при наличии благоприятных условий, у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т.е.
формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности.
Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности восприятия, представлений, памяти, мышления, внимания, эрудированности, широты познавательных интересов, уровня владения определенным кругом логических операций и т.д. При некотором снижении этого уровня возможна компенсация за счет повышенной мотивации или работоспособности, усидчивости, тщательности и аккуратности в учебной деятельности.
Важным условием эффективной работы студента считается освоение новых для него особенностей учебы в вузе, которые устраняют чувство внутреннего дискомфорта и блокирующее возможность конфликта со средой.
В течение начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и обихода, вводится система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.
Открытие И.П.Павловым психофизиологического явления — динамический стереотип, иногда приводит к нервным срывам и стрессовым реакциям, составляет основу резкой ломки многолетнего привычного рабочего стереотипа.
По этой причине период адаптации, связанный с ломкой прежних стереотипов, может на первых порах обусловить и сравнительно низкую успеваемость, и трудности в общении.
Поэтому важно знать характерные особенностей студента, на основе которых строится система вовлечения его в новые виды деятельности и новый круг общения, дает возможность избежать дезадаптационного синдрома, сделать процесс адаптации ровным и психологически комфортным.
В проведенных исследованиях процесса адаптации первокурсников к вузу обычно акцентируют внимание на следующие главные трудности: отрицательные переживания, которые связанные с уходом вчерашних учеников из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой; неясность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней; неспособность реализовать психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки к повседневному контролю педагогов; поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие; отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками, указателями.
Социальная адаптация студентов в вузе делится на:
- профессиональную адаптацию, которая определяется как приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе;
- социально-психологическую адаптацию представляющую собой приспособление индивида к группе, взаимоотношениям с ней, выработка собственного стиля поведения.
Адаптация обуславливается как предпосылка интенсивной работы и необходимое условие ее эффективности. В этом положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли.
Исследователи выделяют три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза:
- адаптация формальная, которая касается познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения в ней, ее условиям, к собственным обязательствам;
- социальная адаптация — процесс внутренней интеграции (организации) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;
- дидактическая адаптация, которая касается подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе.
Многие первокурсники первое время испытывают большие трудности, которые связанны с отсутствием навыков самостоятельной учебной работы, анализировать информацию большого объема, четко и ясно формулировать собственные мысли.
Для выработки тактики и стратегии, обеспечивающих оптимальную адаптацию студента к вузу, немаловажно понимать жизненные планы и интересы первокурсника, систему доминирующих мотивов, степень требований, самооценку, способность к сознательной регуляции поведения и т.д. Успешное решение этой проблемы связано с развитием психологической службы вуза.
Процесс адаптации каждого студента проходит индивидуально. Юноши и девушки, которые имеют трудовой стаж, легче и быстрее адаптируются к условиям студенческой жизни и быта, вчерашние школьники — к академической работе.
Во всех вузах обычно специально планируется система мероприятий, способствующая адаптации первокурсников к условиям вуза.
К числу наиболее важных мероприятий относятся: работа по формированию и комплектованию академических групп; мероприятие «Посвящение в студенты»; выступления ведущих преподавателей в группах; ознакомление с историей вуза и выпускниками, которые прославили свой вуз; проведение кураторских часов, где студенты могут получить ответы на интересующие их вопросы. Кураторы организуют совместные походы, для сближения студентов, нахождения общих тем и интересов. А также для раскрепощения, выражения своих мыслей и идей, лучшего вовлечения в образовательный процесс создаются группы, кружки, конкурсы, проводятся тренинги. Создается студенческий совет, где решаются важные вопросы. Для проведения досуга студентов организуют концертные программы, а самым главным событием является «Студенческая весна», где студенты могут пошутить и отвлечься.
В основном же развитие личности студента, как будущего специалиста с высшим образованием идет в ряде направлений:
- закрепляются идеологическая уверенность, профессиональная направленность, формируются требуемые возможности;
- улучшаются, «профессионализируются» психические процессы, состояния, опыт;
- повышаются чувство долга, ответственность за успех профессиональной деятельности, рельефнее выступает индивидуальность студента;
- растут требования личности студента в области своей будущей профессии;
- на базе активной передачи социального и профессионального навыков и развития необходимых качеств растут общая зрелость и устойчивость личности студента;
- повышается удельный вес самовоспитания студента в формировании качеств, опыта, необходимых ему как будущему специалисту;
- укрепляются профессиональная независимость и стремление к будущей практической работе.
Психологическое формирование личности студента — диалектический процесс возникновения и разрешения противоречий, перехода внешнего во внутреннее, самодвижения, активной работы над собой.
Источник: https://novainfo.ru/article/15935
Как достичь самостоятельности и социальной активности студентов
Ходжиев Р. М., Шарипова С. Б. Как достичь самостоятельности и социальной активности студентов // Молодой ученый. — 2018. — №52. — С. 85-87. — URL https://moluch.ru/archive/238/55218/ (дата обращения: 22.03.2020).
Современный преподаватель высшего учебного заведения должен поставить перед собой следующие вопросы: «Как и чему учить будущего специалиста? Как научить студента самостоятельно исследовать вопрос и принимать разумные решения? Как в век информатизации научить выбирать самую необходимую информацию и научно обосновывать собственными умозаключениями? При помощи чего можно достичь социальной активности будущего специалиста?»
Современное общество, отличающееся от вчерашнего огромным потоком информации и быстрым развитием технологий во всех сферах, предъявляет к специалисту очень высокие требования.
В первую очередь это умение разумного принятия решений и умения самостоятельно и грамотно преодолевать проблемы. А подобные качества будущего специалиста можно выработать путем качественного выполнения предметных и творческих самостоятельных заданий.
А также общеизвестно, что успех учебно-воспитательного процесса немыслим без активности студентов. Активность — это понятие более широкое по сравнению с понятием самостоятельности.
Активность в учебно-воспитательном процессе означает сознательное, волевое, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями и навыками.
Самостоятельная работа предполагает соединения самостоятельной мысли студентов с самостоятельным выполнением ими умственных или физических действий. Поэтому самостоятельная работа организуется как выполнение определенных заданий, над которыми студенты работают без непосредственного участия преподавателя
Социальная активность — это свойство личности вступать во взаимоотношения с человеком, группой, обществом. На различных этапах онтогенетического развития социальная активность имеет свои характерные особенности.
Для студенческого возраста критерием оценки сформировавшейся социальной активности является наличие активной жизненной позиции — желания и внутренней готовности стать конкурентоспособным, специалистом.
Эта позиция выражается в положительном отношении студента вуза к образовательной деятельности, в отношении к преподавателю и сокурсникам, в интересе и доброжелательности в совместной с ними деятельности.
Активность личности обуславливается характером социальной деятельности и социальной ролью, которую она выполняет. Суть социальной активности — в сознательном, инициативном действии, имеющем творческий характер.
О социальной активности личности можно судить по реальным фактам ее поведения, по ее отношению к данной социальной общности, по характеру разделяемых личностью взглядов, ценностным ориентациям, интересам и мотивам. Источником социальной активности является взаимосвязь личного и социального.
Социальная активность не является прирожденным и неизменным свойством человека, напротив, она возникает, формируется и развивается и поэтому важно учесть, те внутренние стимулы, которые побуждают человека к определенной активной деятельности.
Показателем развития социальной активности является вид деятельности, в которую включен студент, его отношение к предмету и к профессии. Учебно-воспитательная деятельность является одним из основных видов социальной деятельности студента.
Развитие социальной активности в процессе обучения в вузе будет протекать успешно, если процесс профессионального воспитания рассматривать как целостную структуру, как динамическое единство двух взаимодействующих систем.
Процесс обучения с присущими ему специфическими целями, задачами и действиями и личность студента с ее отношением к учебной деятельности, комплексом отношений и переработкой внешних и внутренних воздействий.
Отношение студентов к учению — та сфера деятельности, которая позволяет судить об их помыслах и чувствах, желаниях и умениях принять активное участие в гражданском обществе. По мере развития социальной активности личности, государственности и права, в обществе достигается феномен гражданского общества.
- Основными показателями ответственного отношения являются:
- ‒ глубокая убежденность в необходимости ответственного отношения к учению как требованию, выдвигаемому к гражданскому обществу;
- ‒ настойчивое стремление к сознательному и глубокому усвоению знаний, умений и навыков. Готовность с научных позиций отстаивать свое мнение, самостоятельно пополнять знания, используя различные источники;
- ‒ проявление самостоятельности, организованности, инициативности, обязательности в выполнении своих учебных обязанностей; творческий подход к изучению материала и применению его в практической деятельности, активное участие в кружках, опытно- экспериментальных работах, конкурсах, выставках, олимпиадах и научно-практических конференциях;
- ‒ проявление нетерпимости к равнодушию в учебно-воспитательной деятельности, критическое отношение к нарушениям учебной дисциплины;
- ‒ формирование готовности к самообразованию, проявлению ответственности, активности в приобретении соответствующих знаний в процессе самостоятельной работы, жизненных ситуаций, практической деятельности.
Анализ самостоятельной творческой деятельности студентов на некоторых этапах обучения показал, что в результате самостоятельной работы у студентов развивается самостоятельно-творческое мышление, повышается интерес к науке и научным исследованиям, появляется социальная активность.
Нельзя научить студента самостоятельно-творческой работе, если подготовка к семинарским и практическим занятиям ограничивается только изучением рекомендованной литературы или поиска материалов из Интернета.
Главное — привлечь студентов к активной поисковой работе, путем постановки проблемных вопросов или ситуаций направить их на размышление обсуждаемых проблем, научить самостоятельно решать их.
Одним из факторов социально активной личности студента является сформированная потребность в постоянном профессиональном самосовершенствовании. Профессиональное самовоспитание — это активность личности, направленная на усвоение норм и правил профессии, на интериоризацию внешних общественных требований к личности будущего специалиста во внутренние регуляторы поведения личности.
Проблема формирования социально активной личности студента не может быть успешно решена без выявления психолого-педагогических механизмов в структуре профессионального воспитания.
Под психолого-педагогической структурой мы понимаем внутреннее строение, связь, соотношение таких ее компонентов, как цель, мотивы, способы осуществления, особенности самостоятельно интеллектуальной, физической, эмоциональной и волевой сфер личности.
Профессиональное самовоспитание студента определяется объективным воздействием среды и системы учебно-воспитательной работы в вузе. Это неотъемлемая часть педагогического процесса высшей школы. Только субъектом и объектом его в данном случае оказывается личность самого студента.
Таким образом, одним из важнейших условий и факторов, от которых зависит успех учебно-воспитательной деятельности студентов является научно-практическая организация соответствующего уровня самостоятельной работы, которая выступает и как средство, и как условие формирования социально активного специалиста высокой квалификации.
Литература:
- Вяткин Л. Г., Ольнева А. Б., Турчин Г. Д. Уровни познавательной самостоятельности студентов педагогических вузов // Актуальные вопросы региональной педагогики: сб. науч. тр. Саратов, 2002. С. 35–38.
- Гарунов М. Г. Самостоятельная работа студентов. М., 1998.
- Жарова Л. В. Учить самостоятельности: кн. для учителя. М., 1993.
Основные термины (генерируются автоматически): социальная активность, самостоятельная работа, гражданское общество, будущий специалист, студент, практическая деятельность, ответственное отношение, учебно-воспитательная деятельность, активное участие, профессиональное воспитание.
Источник: https://moluch.ru/archive/238/55218/
Деятельность как условие развития личности
В исследовании ценностных ориентаций студентов в сфере высшего физкультурного образования мы опирались на труды отечественных психологов (Ананьев Б.Г, Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Климов Е.А. и др.), разработавших основные положения и принципы деятельностного подхода.
Общепринятым в отечественной психологии стало представление о личности, как результате развития индивида в социальной среде и в своем ставшем состоянии или «в своей действительности есть совокупность общественных отношений» (К. Маркс).
Становление человека происходит в процессе его социализации, в ходе которой он осваивает выработанный человечеством культурно-исторический опыт, накапливает собственный опыт и активно реализует накопленный потенциал в своем отношении, поведении и различных формах деятельности в социокультурном пространстве, представленным многообразием объективных и субъективных явлений. Человек производит выбор не только типа деятельности и требований к ним, но и объективно-субъективных продуктов этих различных типов деятельностей. Понятно, что те типы деятельности, которые человек определяет для себя на каждом этапе своего развития, с одной стороны, заданы обществом, а с другой — решают поставленные личностью жизненно важные задачи. Деятельность опосредствует отношения личности с социальной средой и его общение с окружающими. А.Н.Леонтьев в своих последних работах отмечал следующее: «…многообразие деятельности субъекта пересекаются между собой и связываются в узлы объективными общественными по своей природе отношениями, в которые он необходимо вступает. Эти узлы, их иерархия и образует тот «таинственный» центр «личности», который мы называем «я», иначе говоря, центр этот лежит не в индивиде, не за поверхностью его кожи, а в его бытии». На каждой стадии своего развития личность, занимая определенное место в мире общественных отношений, приходит к осознанию несоответствия своих возможностей с реальным положением, в результате чего стремится к разрешению противоречия путем перестроения своей деятельности и переходит на следующий этап своего развития. Продолжая эту линию, А.В.Петровский предложил концепцию обусловленности развития личности деятельностью в системе общественных отношений. Концепция развития личности в онтогенезе может рассматриваться на основании 2 принципов: принципа опосредствования межличностных отношений содержанием, ценностями и организацией совместной деятельности и принципом персонализации индивида, потребностью индивида быть личностью.
В рассмотрении каждого отдельно взятого отрезка жизни человека обнаруживается многоплановость деятельностей, которую можно определить ведущим фактором развития личности. При этом одной из деятельностей личность придает большее значение, другой меньшее, что со временем может преобразовываться и видоизменяться. Этот факт подчеркивает динамический и полисистемный характер такого явления, как деятельность. Таким образом, методологическим основанием разрабатываемой проблемы ценностных ориентаций личности студента в сфере высшего физкультурного образования были заложены принципы деятельностного подхода. Исходя их них, нами была разработана диагностико-формирующая программа, в основу которой положена идея системного анализа ценностных ориентаций, а критерием выделения ценностей и условием формирования индивидуальных форм ценностного сознания выступает система деятельностей. Нами выделены следующие жизненно важные виды деятельности, которые свойственны данному возрасту: спортивная, учебная, трудовая, досуг, межличностные отношения, личностный рост, нравственная (общечеловеческие ценности).
Исходя из разрабатываемого представления на ценностные ориентации студентов ИФК, нами была произведена модификация существующих конкретно психологических методик, на основе которых проводилось дальнейшее экспериментальное исследование.
Проведенное экспериментальное исследование позволило: а) детализировать и конкретизировать ценностные ориентации студентов; б) показать их многообразие, а также в) подтвердить выбранное направление в понимании данной проблемы.
Основу формирующего эксперимента составили организационно-деятельностные игры, проведенные на занятиях по психологии и педагогики.
Таким образом, изучение ценностного сознания личности под таким углом рассмотрения восполняет ту однобокость широко применяемых методик диагностики, которая основывается лишь на общечеловеческих ценностях, игнорируя другие стороны жизнедеятельности человека.
Неверкович С.Д., Непопалов В.Н., Сундетова У.Ш.
Также читайте:
Источник: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=3184
Статья по теме: Активность как фактор развития личности. Признаки и виды детской активности. | Социальная сеть работников образования
Активность как фактор развития личности. Признаки и виды детской активности.
Активность является базовым качеством личности ребенка и влияет на его позицию по отношению к миру. Потребность активного отношения служит потенциалом движущих сил развития ребенка.
Активность рассматривается как динамическое условие деятельности и свойство личности, определяющее возможность собственного движения, деятельности и развития, в конечном счете.
В качестве динамической переменной возможно рассмотрение активности общей – интенсивности и объема взаимодействия человека со средой, а так же активности надситуативной – способности ставить углубленные цели и задачи и подниматься над уровнем требования ситуации.
Таким образом, надситуативная активность приобретает у человека не только характеристику общей психической деятельности, но и может выступать в качестве самостоятельного образования в структуре личности, тем самым влияя на особенности протекания деятельности.
Все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии и формировании личности, делят на две группы – внешние и внутренние. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам развития личности.
Природные же склонности, и влечения, а также вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания), относятся к факторам внутренним.
Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия этих двух факторов.
Вполне понятно, что воспитание играет определяющую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работе над собой. Именно эта активность и собственное стремление растущего человека к своему личностному совершенствованию в конечном итоге и определяют его развитие.
Чтобы лучше понять это, обратимся к метафоре Л.Н. Толстого. Л.Н. Толстой сравнивал развитие человека с тем, как растет плодовое дерево. Ведь в буквальном смысле не человек его выращивает – оно само растет. Он только рыхлит почву, вносит удобрения, обрезает ветви, иначе говоря, создает необходимые внешние условия, которые способствуют его саморазвитию и стимулируют его.
Само же развитие происходит по своим внутренним законам. В известном смысле нечто подобное имеет место и в саморазвитии личности.
Хотя оно и происходит под влиянием социальных и воспитательных факторов, но эти факторы развивают и формируют личность лишь в той мере, в какой они вызывают у нее положительное внутреннее психологическое переживание и стимулируют ее собственную активность в работе над собой.
- Собственная активность ребенка и соответствующие внутренние изменения задаются четырьмя компонентами:
- 1) согласованностью;
- 2) преодолением;
- 3) осознанием собственного положения;
- 4) интересом к новому.
- Внешние формы активности могут быть различными:
- — вынесение суждений о чем-либо;
- — анализ ситуации и планирование деятельности;
- — оценка и принятие решений;
- — информационный поиск;
- — разработка алгоритма деятельности;
- — нахождение пробелов в собственных ресурсах;
- — постановка и формулировка прикладных задач;
- — определение границ собственной компетентности.
- Можно выделить аспекты активности, связанные с различными базовыми свойствами высшей нервной деятельности, дающими различные преимущества:
- — энергетический связан с силой нервных процессов и активированностью нервной системы;
- — скоростной – с лабильностью;
- — вариационный – со слабостью.
- Каждый аспект активности вносит свой вклад в становление общих и специальных способностей.
Игровая и свободная деятельность ребенка служит точкой приложения его собственных усилий. Это делает ее ценным диагностическим инструментом в определении общей активности, так как целесообразность действий и желаний действовать задается не ситуацией извне, а внутренней мотивацией, преобладающей интенсивностью и объемом взаимодействия с окружающей средой.
- По этому параметру детей можно разделить на группы:
- — инертных;
- — пассивных;
- — спокойных;
- — инициативных;
- — активных;
- — стремительных.
- Признаки активности:
- — выражается в производимых действиях, обусловленных внутренними состояниями личности;
- — определяется наличием собственной цели;
- — предполагает выход за пределы исходной ситуации, способность преодолевать ограничения и барьеры заданной деятельности.
- Виды детской активности:
- — поисковая;
- — познавательная;
- — творческая;
- — двигательная;
- — социальная.
- Рассмотрим содержание каждой из них.
Поисковая активность выражается в поведении, направленном на самостоятельный поиск ребенком информации по заданной взрослым ситуации, самостоятельную активно-преобразующую деятельность, в ходе которой ребенок приходит к получению новых неожиданных знаний. В поисковой деятельности ребенок выступает как исследователь, самостоятельно изучающий или воздействующий различными способами на окружающие предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Поисковая активность человека выражается в поведении, направленном на изменение ситуации или своего отношения к ней, которое протекает в условиях дефицита информации и невозможности осуществления прогнозирования результатов деятельности, но при постоянном учете степени ее эффективности.
Поисковая активность определяется потребностью в эффективности деятельности по достижению цели и связана в той или иной мере с восполнением полевых пробелов не только через систему поиска недостающих элементов, но и за счет реконструкции поля во внутреннем плане.
Главное условие ее возникновения – дефицит.
Отдельно или в качестве разновидности поисковой активности можно выделить познавательную активность. В ней знание выступают самостоятельной ценностью и целью деятельности человека.
Главное – не преодоление зоны затруднений как некоего барьера по какой-то целевой задаче, а расширение представлений о мире и возможностей своей когнитивной деятельности .
При этом, на наш взгляд, поисковая активность склонна к снижению по мере разрешения полевого конфликта, а познавательная, наоборот, — к повышению так как в ней присутствует катарсический эффект.
Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, присущих ребенку с рождения.
В дошкольном возрасте на основе этой потребности у него формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.
Познавательная активность выступает движущей силой развития ребенка и определяет его стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира.
Творческая активность выражается в актуализации творческого потенциала. Одна из основных линий работы с детьми – формирование у них творческого отношения к явлениям окружающей действительности.
Творческий ребенок, творческая личность – это результаты всего образа жизни дошкольника, его общения и совместной деятельности со взрослым, его собственной активности.
У ребенка постепенно формируется сложнейший внутренний мир, который придает всей его деятельности либо творческий характер, либо, наоборот, определяет его развитие по готовым проторенным схемам.
Обучают, как правило, отдельным приемам и способам творчества.
Двигательная активность – естественная потребность в движениях, удовлетворение которой служит важнейшим условием для формирования основных структур и функций организма, одним из способов познания мира и ориентировки в нем.
Доказано, что нереализация потребности в движении приводит к снижению умственной активности, влияет не только на физическое, но и психическое состояние ребенка. При разных типах движений стимулируются различные отделы головного мозга.
Поэтому для нас так важно устранить у детей существующий дефицит двигательной активности.
Социальная активность направлена на овладение ребенком нормами и правилами социальной жизни, отображение и моделирование социальных отношений. Социальная активность формирует социальную позицию ребенка, которая определяет способ его вхождения в мир взрослых и дальнейшую социальную адаптивность.
Таким образом, мы видим, что в основе всех видов активности лежит собственная внутренняя активность ребенка. Поэтому одна из задач, которая стоит перед человеком, имеющим отношение к воспитанию детей, – уделять приоритетное внимание развитию представленных видов детской активности путем стимуляции собственной внутренней активной позиции ребенка.
Список использованной литературы:
- Немов Р. С., Психология образования. Книга 2, М., 1995;
- Рубинштейн С.Л., Проблемы общей психологии, М., 1973;
- Лисина М.И., Общение, личность и психология ребенка, М., 1997.
Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/12/08/aktivnost-kak-faktor-razvitiya-lichnosti-priznaki-i-vidy-detskoy
3. Деятельность как фактор развития личности
Развитие
личности возможно только в деятельности.
Деятельность – это все многообразие занятий человека, все то, что он делает |
Основными
видами деятельности ребенка являются:
учение, игра, труд, общение.
Вид деятельности | Эта деятельность направлена: |
Учение | на усвоение компонентов человеческой культуры (знаний, умений, навыков, ценностных установок и др.). |
Труд | на создание материальных и духовных ценностей |
Игра | на создание чувство радости, удовольствия от достижения игрового результата, носит не обязательный характер |
Общение | на установление и развитие контактов между людьми, в формировании межличностных отношений |
Каждому
периоду развития ребенка соответствует
своя особая ведущая деятельность,
которая в определенном возрасте играет
основную роль, обуславливает его
развитие.
Возрастной период | Ведущая деятельность |
Младенчество (от рождения до 1 года). | Эмоциональное общение ребенка с взрослыми. Это влияет на формирование зрительных, слуховых, мышечно-двигательных ощущений и восприятий |
Раннее детство (от 1 – 3 лет) | Предметная деятельность (манипулятивная), где ребенок овладевает способами действий с предметами |
Дошкольный возраст (от 3 – 6-7 лет) | Ролевая или сюжетная игра, в процессе которой ребенок овладевает жизненным опытом |
Младший школьный возраст (1-4 кл.) | Учебная, в процессе которой активность ребенка направлена на усвоение знаний, умений, навыков, и других компонентов человеческой культуры, что способствует всестороннему развитию личности ребенка, удовлетворению потребности в познании окружающего мира |
Подростковый возраст (5-9 кл.) | Ведущая — общение, заключающееся в построении взаимоотношений со сверстниками.Вторая по значению — учебная деятельность, удовлетворяющая потребность в познании окружающего мира |
Старший школьный возраст (10-11 кл.) | Ведущая — учебно-профессиональная деятельность, направленная на профессиональное самоопределение.Вторая по значению — Общение, заключающееся в построении взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, способствующая определению морально-этнических норм в общении с окружающими |
-
Виды
деятельности так же могут классифицироваться: -
—
по направленности: познавательная,
общественная, спортивная, художественная,
техническая, ремесленническая,
гедоническая (направленная на получение
удовольствия) деятельность; -
—
по аспекту воспитания: экономическая,
экологическая, эстетическая, нравственная,
трудовая, патриотическая и др. -
Деятельность
бывает активной и пассивной.
В
пассивной деятельности человек работает
без желания, без настроения. Успешное
развитие человека происходит только в
активной деятельности, в которой
человек
вкладывает всю душу, полностью реализует
свои возможности, выражает себя как
личность. Такая деятельность приносит
удовлетворение, становится источником
вдохновения.
Развитие
личности при одинаковых внешних условиях
во многом зависит от ее собственных
усилий, от ее активности, от той энергии
и работоспособности, которые она
проявляет в различных видах деятельности.
Итак,
активность человека в деятельности
непременное условие развития его
способностей, достижение успеха.
Источник: https://studfile.net/preview/1843499/page:35/