Бихевиоризм как направление в теории личности: б. ф. скиннер, а. бандура, дж. роттер — справочник студента

Главная страница ???? Общая психология ????

Изучая данное явление, бихевиористы пришли и к другому выводу.

Если между стимулом и реакцией есть взаимосвязь, значит, зная причины этой связи и изучив, какие стимулы вызывают те или иные реакции, можно добиваться определенного поведения от человека или животного, воздействуя на них определенным образом (т.е. должен быть определенный стимул, который даст соответствующую реакцию). В таком случае, нет необходимости обращать внимание на внутреннее психическое состояние людей.

Бихевиоризм как направление в теории личности: Б. Ф. Скиннер, А. Бандура, Дж. Роттер - Справочник студента

Предмет психологии, с точки зрения бихевиоризма, — поведение, понимаемое как совокупность наблюдаемых мышечных, сосудистых, железистых реакций (R) на внешние стимулы (S). Задача психологии состоит в том, чтобы выявить закономерности связей между стимулами и реакциями (S →R), а цель — предсказание поведения субъекта и управление им.

Данное направление исследует только внешне наблюдаемое поведение, а все психические явления сводит к реакциям организма. Бихевиористы рассматривают поведение человека и животного как сходного, считая, что в них нет различий.

Бихевиоризм как направление в теории личности: Б. Ф. Скиннер, А. Бандура, Дж. Роттер - Справочник студента

Несмотря на все достижения психологов-бихевиористов, данное направление подвергалось критике. Под сомнения ставились моменты, касательно отказа от внутреннего мира человека, т.е.

сознания, чувственных и душевных переживаний; трактовки поведения как совокупности ответных реакций на раздражители, которые опускали человека до уровня робота; неспособности объяснить яркие творческие достижения в науке и искусстве и др.

Классический бихевиоризм Дж. Уотсона

Джон Уотсон — американский психолог, основатель бихевиоризма. Он пытался сделать психологию естественной наукой, которая пользовалась бы объективными методами.

Бихевиоризм как направление в теории личности: Б. Ф. Скиннер, А. Бандура, Дж. Роттер - Справочник студента

Уотсон уделял огромное внимание классическому научению, при котором организм ассоциирует разные стимулы (звук колокольчика — условный раздражитель, а слюноотделение у собаки в ответ на звук этого колокольчика — условный рефлекс). Такой вид научения ориентирован на непроизвольные, автоматические действия.

Организм как человека, так и животного приспосабливается к своему окружению посредством врождённого и приобретённого набора актов, т.е. поведения. Всю психическую деятельность Уотсон трактовал как поведение.

Он рассматривал его как совокупность реакций организма на стимулы, т.е. поведение по принципу «стимул-реакция» (S →R). Дж.

Уотсон считал, что подобрав верный стимул, можно формировать нужные навыки и качества в человеке или животном.

Бихевиоризм как направление в теории личности: Б. Ф. Скиннер, А. Бандура, Дж. Роттер - Справочник студента

На работы Уотсона и основные идеи бихевиоризма сильно повлияло открытие русским физиологом И.П. Павловым классических условных рефлексов. Во многом под влиянием работ Павлова, хотя сам Павлов полагал, что они поняли его неверно, Уотсон заявил, что наблюдение над поведением может быть описано в форме стимулов (S) и реакций (R).

В доказательство правоты бихевиористической теории, Джон Уотсон и Розали Рейнер ставят эксперимент, который стал известен под названием «маленький Альберт».

Бихевиоризм как направление в теории личности: Б. Ф. Скиннер, А. Бандура, Дж. Роттер - Справочник студента

Уотсон и Рейнер выбрали для экспериментов 11-месячного младенца «Альберта Б.», который был вполне нормально развитым ребенком. Сначала экспериментаторы проверили реакции маленького Альберта, показывая ему белую крысу, маски, горящую газету и хлопковую пряжу. Ничего из этого не выявило страха у мальчика.

Затем они приступили к формированию реакции страха. Одновременно с тем, как Альберту давали поиграть с белой крысой, экспериментатор бил молотком по стальной полосе так, чтобы малыш не видел молотка и полосы. Громкий звук пугал Альберта. Таким образом, ребенок стал пугаться и самой крысы (без удара). На данном этапе условный рефлекс страха на крысу закрепился у маленького Альберта.

Бихевиоризм как направление в теории личности: Б. Ф. Скиннер, А. Бандура, Дж. Роттер - Справочник студента

Через пять дней Альберт снова оказался у экспериментаторов. Они проверили его реакцию: обычные игрушки не вызывали негативной реакции. Крыса же всё еще пугала малыша.

Экспериментаторы проверили, не случился ли перенос реакции страха на других животных и похожие предметы.

Выяснилось, что ребенок действительно боится некоторых животных и предметов, не связанных с крысой (например, кролика (сильно), собаки (слабо), мехового пальто и др.).

Исследования Э. Торндайка в рамках бихевиоризма

Эдвард Торндайк  – выдающийся американский психолог, основатель теории научения, автор таких трудов как «Интеллект животных», «Основы обучения», «Педагогическая психология» и др. Торндайк не считал себя бихевиористом, хотя его законы и исследования часто характеризует его как сторонника этого направления.

Бихевиоризм как направление в теории личности: Б. Ф. Скиннер, А. Бандура, Дж. Роттер - Справочник студента

Еще в Гарвардском университете, под присмотром своего наставника У. Джеймса, Э. Торндайк занялся опытами над животными. Он стал обучать цыплят навыкам прохождения лабиринта, причем это происходило в подвале дома Джеймса, т.к. в университете не было место для лаборатории. Фактически это была первая в мире экспериментальная лаборатория по зоопсихологии.

В своих экспериментах в Колумбии он изучал закономерности адаптации организма к необычным условиям, с которыми он не может справиться, когда располагает только набором программ поведения.

Для исследования он изобрел специальные «проблемные ящики», которые представляют собой экспериментальные устройства различной степени сложности.

Животное, помещенное в такой ящик, должно было, преодолевая различные препятствия, самостоятельно найти выход и решить проблему.

Бихевиоризм как направление в теории личности: Б. Ф. Скиннер, А. Бандура, Дж. Роттер - Справочник студента

Опыты ставились в основном над кошками, но имелись также ящики для собак и обезьян.

Помещенное в ящик животное могло выйти из него и получить угощение, лишь приведя в действие специальное устройство — нажав на пружину, потянув за петлю и т. п.

Результаты исследований отображались на графиках, которые он назвал «кривые научения». Таким образом, целью его исследования было изучение двигательных реакций животных.

В результате эксперимента выяснилось, что поведение животных было однотипным. Они совершали множество беспорядочных движений — бросались в разные стороны, царапали ящик кусали его и т.д., пока одно из движений случайно не оказывалось удачным.

При последующих пробах число бесполезных движений уменьшалось, животному требовалось все меньше времени чтобы найти выход, пока оно не начинало действовать безошибочно.

Данный вид обучения стал называться обучением по принципу  «проб и ошибок».

Далее Торндайк сосредоточился на изучении зависимости связей, которые лежат в основе научения, от таких факторов, как поощрение и наказание. На основе полученных материалов он вывел основные законы научения.

1. Закон повторяемости (упражнения) — чем чаще повторяется связь между стимулом и реакцией, тем быстрее она закрепляется и тем она прочнее. 2.

Закон эффекта — из нескольких реакций на одну и ту же ситуацию, при прочих равных условиях, более прочно связываются с ситуацией те из них, которые вызывают чувство удовлетворения.

(Связи в сознании устанавливаются более успешно, если реакция на стимул сопровождается поощрением). 3. Закон готовности — образование новых связей зависит от состояния субъекта. 4.

Закон ассоциативного сдвига — если при одновременном появлении двух раздражителей один из них вызывает позитивную реакцию, то и другой приобретает способность вызывать ту же самую реакцию. То есть нейтральный стимул, связанный по ассоциации со значимым, тоже начинает вызывать нужное поведение.

Торндайк сформулировал концепцию «распространения эффекта». Эта концепция подразумевает готовность усвоить сведения из областей, смежных с теми областями, которые уже знакомы.

Он также заметил, что научение одному виду деятельности может даже препятствовать овладению другим («проактивное торможение»), а вновь освоенный материал способен иногда разрушать что-то уже выученное («ретроактивное торможение»).

Эти два вида торможения связаны с феноменом памяти. Забывание какого-то материала связано не только с течением времени, но и с влиянием иных видов деятельности.

Исследования Б. Скиннера в рамках бихевиоризма

Беррес Скиннер — американский психолог, писатель, продолжатель идей Дж. Уотсона, который разработал теорию оперантного научения.

Он считал, что человеческий организм — это «черный ящик». Все, что наполняет этот ящик (эмоции, мотивы, влечения),  нельзя объективно измерить, поэтому их следует исключить из сферы эмпирического наблюдения. А вот поведение можно объективно измерить, собственно, этим Скиннер и занимался.

Он не принял идею о личности, которая направляет или стимулирует поведение. Скиннер считал, что поведение порождается не силами, которые находятся внутри человека (например, чертами, потребностями, мыслями, чувствами), а силами, которые лежат вне человека.

Это значит, что поведение человека регулируется не изнутри, а снаружи (окружающей средой). Изучение личности по Скиннеру — это нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и результатами этого поведения, которые и подкрепляют его в последствии.

Этот подход фокусируется на прогнозировании и контроле наблюдаемого поведения.

Б. Скиннер, также как и Дж. Уотсон, интересовался таким явлением как научение. Он даже разработал концепцию оперантного научения, которая базировалась на законе эффекта, который был открыт Э. Торндайком.

Оперантное научение — это метод обучения, который включает в себя систему поощрений и наказаний с целью усилить или прекратить определенный тип поведения. При этом организм ассоциирует свое поведение с последующим результатом. Такое научение направлено ​​на подкрепление контролируемого индивидом поведения.

Например, человек пытается научить собаку выполнять команду. Когда собака успешно справляется (т.е. выполняет команду), она получает поощрение (похвалу, лакомство). Когда собака не справляется с заданием, она не получает поощрение.

В итоге, у собаки устанавливается связь между определенным поведением и возможностью получить награду. Подобным образом, можно и отучить собаку, например, делать «свои дела» на ковер. Только использовать придется систему наказаний (например, отругать пса).

Получается своеобразный метод «кнута и пряника».

По этому поводу советую прочитать интереснейшую книгу Карен Прайор, которая называется «Не рычите на собаку! Книга о дрессировке людей, животных и самого себя «.

Скиннер проводил эксперименты над голодными животными (крысы, голуби), которых помещал в ящик, который получил название «ящик Скиннера». Ящик был пуст, внутри находился лишь выступающий рычаг, под которым стояла тарелка для еды.

Оставленная одна в ящике, крыса передвигается и исследует его. В какой-то момент, крыса обнаруживает рычаг и нажимает на него.

После установления фонового уровня (частота, с которой крыса вначале нажимает на рычаг) экспериментатор запускает в действие кассету с пищей, расположенную снаружи ящика. Когда крыса нажимает на рычаг, небольшой шарик пищи выпадает в тарелку.

 Крыса съедает его и вскоре снова нажимает на рычаг. Пища подкрепляет нажатие на рычаг, и частота нажатий растет. Если кассету с пищей отсоединить, так что при нажатии на рычаг пища больше не подается, частота нажатий будет уменьшаться. 

Таким образом, Скиннер заметил, что оперантно обусловленная реакция при неподкреплении угасает точно так же, как и классически обусловленная реакция.

 Исследователь может установить критерий дифференцировки, подавая пищу только тогда, когда крыса нажимает на рычаг при горящей лампочке, и тем самым вырабатывая условную реакцию у крысы путем избирательного подкрепления. Свет тут служит стимулом, который контролирует реакцию.

Скиннер также добавляет положения о двух видах поведения: респондентное и оперантное поведение. Респондентное поведение — это  характерная реакция, вызываемая известным стимулом; стимул, при этом, всегда предшествует реакции.

В качестве примера можно привести сужение или расширение зрачка в ответ на световую стимуляцию, подергивание колена при ударе молоточком по коленному сухожилию и дрожь при холоде. Оперантное поведение — это произвольные приобретенные реакции, для которых не существует стимула, поддающегося распознаванию.

Вызванное оперантным научением такое поведение определяется событиями, которые следуют за реакцией. Т.е. за поведением идет следствие, и природа этого следствия изменяет тенденцию организма повторять данное поведение в будущем.

Например, катание на роликах, игра на гитаре, написание собственного имени – это образцы оперантной реакции (или операнты), контролируемые результатами, следующими за соответствующим поведением.

  • Когнитивный бихевиоризм Э. Толмена
  • Эдвард Толмен — американский психолог, представитель необихевиоризма, автор концепции «когнитивных карт» и создатель когнитивного бихевиоризма.

Он отвергал закон эффекта Э. Торндайка, считая, что вознаграждение (поощрение) оказывает слабое воздействие на научение. Вместо этого Э. Толмен предложил когнитивную теорию научения, предполагая, что повторяющееся выполнение одного и того же задания усиливает создаваемые связи между факторами окружающей среды и ожиданиями организма.

Толмен предположил, что поведение является функцией пяти основных независимых переменных: стимулы окружающей среды, психологические побуждения, наследственность, предшествующее обучение и возраст.

Он считал, что бихевиористская модель S-R должна быть дополнена. По его мнению, формула поведения должна состоять не из двух, а из трех членов, и поэтому выглядеть следующим образом: стимул (независимая переменная) — промежуточные переменные (организм) — зависимая переменная (реакция), т.е. S-O-R.

Читайте также:  Виды организационно-правовых форм организаций - справочник студента

Промежуточными переменными является все, что связано с организмом (О), и формирует данную поведенческую реакцию на данное раздражение. Таким образом, средним звеном являются недоступные прямому наблюдению психические моменты (например, ожидания, установки, знания и др.).

Примером промежуточной переменной может являться голод, который невозможно увидеть у подопытного (животного или человека).

И тем не менее голод можно объективно и точно связать с экспериментальными переменными, например с длительностью того отрезка времени, на протяжении которого организм не получал пищу.

Толмен ставил опыты над крысами, ищущими выход из лабиринта. Главный вывод из этих опытов свелся к тому, что, опираясь на строго контролируемое экспериментатором и объективно им наблюдаемое поведение животных, можно достоверно установить, что этим поведением управляют не те стимулы, которые действуют на них в данный момент, а особые внутренние регуляторы.

Поведение предваряют своего рода ожидания, гипотезы, познавательные (когнитивные) «карты».

Когнитивная карта — это субъективная картина, имеющая пространственные координаты, в которой локализованы отдельные воспринимаемые объекты. Эти «карты» животное строит само.

Они и ориентируют его в лабиринте. По ним животное, запущенное в лабиринт, узнает, куда и как ему нужно добраться.

Положение о том, что психические образы служат регулятором действия, было обосновано гештальттеорией. Учтя ее, Толмен разработал собственную теорию, названную когнитивным бихевиоризмом.

РубрикиОбщая психология МеткиБеррес Скиннер, Бихевиоризм, Госы, Джон Уотсон, Иван Петрович Павлов, Лекции по психологии, Теории, Эдвард Толмен, Эдвард Торндайк, Эксперименты

Источник: https://impsi.ru/general-psychology/biheviorizm-dzh-uotson-e-torndajk-b-skinner-e-tolmen/

Бихевиоризм как направление в теории личности: Б. Ф. Скиннер, А. Бандура, Дж. Роттер

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи: Бихевиоризм как направление в теории личности: Б. Ф. Скиннер, А. Бандура, Дж. Роттер
Рубрика (тематическая категория) Гуманитарные дисциплины
Articles-ads

Рассмотрим несколько теорий личности в рамках бихевиоризма:

  1. Теорию оперантного обусловливания Б. Ф. Скиннера,
  2. Теорию социального научения А. Бандуры,
  3. Теорию Дж. Роттера.

Теория оперантного обусловливания Б. Ф. Скиннера

Опыты Скиннера была сопряжены со знаменитым ʼʼящиком Скиннераʼʼ, в который помещалась крыса. Ящик был пустым внутри, со встроеннои̌ педалью. Исходя из всᴇᴦο выше сказанного, мы приходим к выводу, что крыса получала свободу действий.

В процессе её движений она задевала педаль, после чᴇᴦο получала пищу. После нескольких рандомных нажатий на педаль у крысы вырабатывался условный рефлекс, после чᴇᴦο она целенаправленно нажимала на педаль получения корма.

Бихевиоризм как направление в теории личности: Б. Ф. Скиннер, А. Бандура, Дж. Роттер - Справочник студента

Рисунок 1. Крыса в ящике Скиннераʼʼ

Теория социального научения А. Бандуры

А. Бандура вводит термин реципрокнои̌ связи между поведением, определенными субъектными и переменными окружающей среды. Эᴛο означает, что на наше поведение действуют не только внутренние, но и внешние силы.

Примечание 1

А. Бандура формирует важный тезис о том, что изменения в поведении обуславливаются когнициями.

Впоследствии У. Мишел продолжил линию исследований А. Бандуры и выделил несколько переменных, которые отвечают за индивидуальные особенности человека:

  1. Виды компетентности – наборы методностей, которые могут оказывать определенное влияние на мысли и действия,
  2. Стратегии кодирования – каждый человек по-своему интерпретирует раздражители внешней среды,
  3. Ожидания того, что какие-либо методы поведения приводят к тому или иному исходу,
  4. Субъективные ценности,
  5. Системы саморегулирования.

Бихевиоризм как направление в теории личности: Б. Ф. Скиннер, А. Бандура, Дж. Роттер - Справочник студента

Рисунок 2.

Теория Дж. Роттера

Рассмотрим главные положения социально-когнитивнои̌ теории Дж. Роттера.

1. Прогноз поведения человека в сложных ситуациях определяется:

  • Потенциалом поведения,
  • Ожиданиями,
  • Ценностью подкрепления,
  • Психологической ситуацией.

2. Потенциал поведения представляет собой вероятность поведения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ встречается в связке с каким-либо стимулом. Поведение состоит из:

  • Моторных реакций,
  • Познания,
  • Вербального поведения,
  • Невербального поведения,
  • Эмоциональных реакций.

3. Ожидание представляет собой субъективную вероятность того, что какое-либо подкрепление произойдет после определенного вида поведения.

4. Ценность подкрепления представляет собой некую степень, с которой индивид предпочитает одно подкрепление другому.

5. Психологическая ситуация – ϶то внешние обстоятельства поведения.

6. Целенаправленное действие людей, направленное на максимизацию поощрения и избегания наказания.

7. Компоненты потребности:

  • Потенциал потребности
  • Ценность потребности
  • Свобода деятельности
  • Минимальная цель

8. Фрустрация

9. Локус контроля — ϶то качество личности, характеризующее её склонность приписывать ответственность за результаты своей деятельности либо внешним силам (экстернальный локус контроля), либо собственному поведению и своим усилиям (интернальный локус контроля).

Бихевиоризм как направление в теории личности: Б. Ф. Скиннер, А. Бандура, Дж. Роттер — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Бихевиоризм как направление в теории личности: Б. Ф. Скиннер, А. Бандура, Дж. Роттер»2018-2019.

Источник: http://referatwork.ru/info-lections-55/gum/view/23196_biheviorizm_kak_napravlenie_v_teorii_lichnosti_b_f_skinner_a_bandura_dzh_rotter

Поведенческие теории личности (Б. Скиннер, Дж. Роттер, А. Бандура)

два направления этой теории – рефлекторное и социальное. Рефлекторное направление представлено бихевиористами Дж. Уотсоном и Б.Скиннером. Социальное направление — А. Бандура и Дж. Роттер.

В обоих направлениях – внешняя среда является источником развития личности. В личности нет ничего от генетического или психологического наследования. Личность – продукт научения, ее свойства – поведенческие рефлексы и социальные навыки. По мнению бихевиористов, по заказу можно сформировать любую личность – преступника, труженика, ученого, художника и т.д.

Эмоциональные свойства личности вырабатываются по Уотсону так же как и процесс слюноотделения. Б. Скиннер изобрел теорию оперантного научения. Оперант – любое изменение среды в результате моторного акта. Человек стремится совершать операнты, за которыми следует подкрепление и избегать оперантов, влекущих наказание, тем самым формируются социальные навыки.

По мнению А.Бандуры, для формирования личности играют роль не только внешние, но и внутренние факторы (ожидание, цель, значимость). Внутренние факторы обеспечивают саморегуляцию поведения.

Они действуют по своим особым законам, хотя и возникли в результате прошлого опыта. Дж.

Роттер ввел понятие «поведенческий потенциал», состоящий из двух компонентов: субъективной значимости подкрепления данного поведения и доступности данного подкрепления.

Человек полностью лишен свободы воли. Весь его внутренний мир — объективное отражение внешней среды. Наше поведение и есть личность. Никакого «фасада» нет.

Валидная иерархия подкреплений: а) пищевое, б) активностное (восприятие интересной информации), манипулятивное (собственные действия), в) поссесиональное (обозначение собственности, идентификация), г) социальное (похвала).

Согласно А. Бандуре в личности есть три блока, основной – самоэффективность, основана на конструкте «могу – не могу».

Если принято решение «не могу», то даже при наличии возможностей, личность никогда не достигнет результата.

И наоборот, решение «могу» активизирует резервные силы личности, интеллектуальные ресурсы мозга, физические силы организма не выполнение задачи. Внешний и внутренний локус контроля.

48.Системно-деятельностный подход к пониманию личности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович).

49.Теория черт личности Р. Кеттелла, Г. Айзенка.

Наиболее популярные факторные теории личности разработаны Кэттеллом, Айзенком. Эти теории личности были ориентированы на эмпирические исследования индивид, различий личности.

Теория Р.Б.Кэттелла исходит из «теории черт» и построения на их основе личностного профиля. Мотивационным конструктом пространства личностной сферы являются динамические черты, структура которых формирует сущность личности (черта описывается как «ментальная структура», отвечающая за наблюдаемое поведение, его регулярность и согласованность).

Личность – это совокупность черт, позволяющая предсказать действия человека в данной ситуации. Связана как с внешним, так и с внутренним поведением индивида. Целью психологических исследований личности является установление законов, по которым люди ведут себя в типичных социальных ситуациях.

В структуре личности Кэттелл различал поверхностные и исходные черты. Поверхностные черты – это кластеры открытых, внешне переменных, сопутствующих друг другу в ряде поведенческих актов.

Исходные черты лежат в основе поверхностных поведенческих черт, более стабильны, важны, дают глубокую оценку поведения и определяются только методом факторного анализа.

Любая изолированная черта является совокупным продуктом факторов среды и наследственности, но с преобладанием одной из сторон («черты, формируемые средой» и «конституциональные черты»).

По функциональному признаку Кэттелл разделяет черты на динамические, обеспечивающие активность в достижении цели, черты-способности, обусловливающие эффективность достижения цели; темпераментальные, связанные с конституциональным фактором, проявляющимся в скорости, энергичности, эмоциональной реактивности. Более изменчивые структуры личности Кэттелл относил к состояниям и ролям.

Кэттелл обосновал систему (источники) получения данных о личности. На основании описания личности в терминах темперамента, способностей и др. черт он предложил «спецификационное уравнение» для интегральной оценки личности Прогнозирование поведения личности в прикладном плане достигается совмещением «профиля черт» и профиля индексов психологической ситуации.

Кеттелл определил шестнадцать параметров, по которым можно оценивать личность (замкнутость – открытость, серьезность – легкомысленность, застенчивость – дерзость, сообразительность – бестолковость и др.). По Кеттеллу, ответы человека на вопросы анкеты позволяют построить профиль его личности в соответствии со свойствами, которые он проявил.

Теория Г.Ю.Айзенка построена по иерархическому типу и включает описание трехфакторной модели психодинамических свойств (экстраверсия – интроверсия, нейротизм и психотизм). Эти свойства Айзенк относит к типам общего уровня иерархич. организации структуры личности. На следующем уровне находятся черты, ниже – уровень привычных реакций, реально наблюдаемое поведение.

Факторы II порядка Кэттелла соответствуют первым двум факторам Айзенка, который при исследовании личности также использовал методы оценки, опросники, ситуационные тесты, физиол. измерения, а также учитывал роль наследственности.

Существенным вкладом Айзенка в область факторного анализа была разработка техники критериального анализа, позволившая максимально выделять конкретные критериальные группы признаков, например дифференцировать контингента по нейротизму.

Не менее важным концептуальным положением Айзенка является идея о том, что наследственный фактор обусловливает различия людей по параметрам реактивности автономной нервной системы, скорости и прочности условных реакций, т, е.

по генотипическому и фенотипическому показателям, как основе индивидуальных различий в проявлениях нейротизма, психотизма и экстраверсии – интроверсии.

Реактивный индивид склонен при соответствующих условиях к возникновению невротических нарушений, а индивиды, легко формирующие условные реакции, демонстрируют интровертность в поведении.

Люди с недостаточной способностью к формированию условных реакций и автономной реактивности, чаще других склонны к страхам, фобиям, навязчивостям и др. невротическим симптомам.

В целом невротическое поведение является результатом научения, в основе которого лежат реакции страха и тревоги.

Считая, что несовершенство психиатрии, диагнозов связано с недостаточной личностной психодиагностикой, Айзенк разработал для этой цели опросники и соответственно скорректировал методы лечения в психоневрологии. Айзенк пытался определить личностные черты человека по двум основным осям: интроверсия – экстраверсия (замкнутость или открытость) и стабильность – нестабильность (уровень тревожности).

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s34572t6.html

16. Бихевиористическое направление в теории личности. Концепция личности б.Скиннера

Бихевиористскаяская
теория личности имеет еще и другое
название — поведенческая или
наученческая»,  поскольку
главный тезис данной теории гласит:
наша личность является продуктом  научения.

Существуют
два направления в бихевиористской
теории личности — рефлекторное и
социальное. Рефлекторное направление
представлено американскими бихевиористами
Уотсоном и Скиннером. Социальное
направление — американцами А. Бандурой
и Дж. Роттером.

Главным
источником
развития личности
,
согласно обоим направлениям, является
среда
.
В личности нет ничего от генетического
или психологического наследования.
Личность
— продукт научения, а ее свойства — это
обобщенные поведенческие рефлексы и
социальные навыки.

С
точки зрения бихевиористов, можно по
заказу сформировать любой тип личности
— труженика или бандита, поэта или
торговца.

Например, рефлектолог Уотсон
не делал никаких различий между выработкой
эмоциональных реакций у человека и
слюноотделительного рефлекса у собаки,
полагая, что все эмоциональные свойства
личности (страх, тревога, радость, гнев
и т. д.) являются результатом выработки
классических условных рефлексов.

Скиннер,
утверждал, что личность

— это совокупность социальных навыков,
сформировавшихся в результате оперантного
научения. Оперантом Скиннер называл
любое изменение среды в результате
какого-либо моторного акта.

Человек
стремится совершать те операнты, которые
подкрепляются, и избегает тех, за которыми
следует наказание. Таким образом, в
результате определенной системы
подкреплений и наказаний человек
приобретает новые социальные навыки
и, соответственно, новые свойства
личности — доброту или честность,
агрессивность или альтруизм.

По
мнению представителей социального
направления, важную роль в развитии
личности играют не столько внешние,
сколько внутренние факторы, например
ожидание, цель, значимость и т.д.

Читайте также:  Постановление суда первой инстанции по гражданским делам - справочник студента

Бандура
назвал поведение человека, детерминированное
внутренними факторами, саморегуляцией.
Основная задача саморегуляции —
обеспечивать самоэффективность, т. е.

совершать только те формы поведения,
которые человек может реализовать,
опираясь на внутренние факторы в каждый
данный момент.

Бихевиористы
считают, что личность формируется и
развивается в течение всей жизни по
мере социализации, воспитания и научения.
Однако ранние годы жизни человека они
рассматривают как более важные.

Основа
любых знаний, способностей, в том числе
творческих и духовных, по их мнению,
закладывается в детстве. В личности
рациональные и иррациональные процессы
представлены в равной мере. Их
противопоставление не имеет смысла.
Все зависит от типа и сложности поведения.

В одних случаях человек может четко
осознавать свои поступки и свое поведение,
в других — нет.

Согласно
поведенческой теории, человек практически
полностью лишен свободы воли. Наше
поведение детерминировано внешними
обстоятельствами. Внутренний мир
человека объективен. В нем все от среды.

Личность полностью объективизируется
в поведенческих проявлениях. Никакого
«фасада»
нет.
Наше поведение и есть личность.

Поведенческие признаки личности
поддаются операционализации и объективному
измерению.

В
качестве элементов личности в
бихевиористской теории личности
выступают рефлексы или социальные
навыки.

Важно
подчеркнуть, что проблема подкрепления
у бихевиористов не сводится только к
пище. Представители этого направления
утверждают, что для человека существует
своя экологически валидная иерархия
подкреплений.

Для ребенка наиболее
мощным, после пищевого, подкреплением
является активностное подкрепление
(посмотреть телевизор, видео), затем —
манипулятивное (поиграть, порисовать),
далее — поссессиальное (от англ.

 possess —
владеть)
подкрепление (посидеть на папином стуле,
надеть мамину юбку) и, наконец, социальное
подкрепление (похвалить, обнять, ободрить
и т. д.).

Таким
образом
,
у бихевиористов, личность
— это система социальных навыков и
условных рефлексов, с одной стороны, и
система внутренних факторов:
самоэффективности, субъективной
значимости и доступности — с другой.

Согласно бихевиористской теории
личности, структура
личности

— это сложно организованная иерархия
рефлексов или социальных навыков, в
которой ведущую роль играют внутренние
блоки самоэффективности, субъективной
значимости и доступности.

Концепция
личности Б. Скинера.

Отдельную
линию в развитии бихевиоризма представляет
система взглядов Б. Скиннера, выдвинувшего
теорию оперантного бихевиоризма.

Его
механистическая концепция поведения
и разработанная на ее основе технология
поведения, используемая в качестве
орудия управления поведением людей,
получили широкое распространение в США
и оказывают влияние и в других странах,
в частности в странах Латинской Америки,
как инструмент идеологии и политики.

Скиннер
исследует поведение организма. Сохраняя
двучленную схему анализа поведения, он
изучает только его двигательную сторону.
Основываясь на экспериментальных
исследованиях и теоретическом анализе
поведения животных, Скиннер формулирует
положение о трех видах поведения:
безусловнорефлекторном, условно-рефлекторном
и оперантном. Последнее и составляет
специфику учения Б. Скиннера. 

Скиннер,
утверждал, что личность
— это совокупность социальных навыков,
сформировавшихся в результате оперантного
научения.

Скиннер
утверждал, что человеческий организм
— это «черный
ящик».
Его
содержимое (эмоции, мотивы, интрапсихические
конфликты, влечения) нельзя объективно
измерить, поэтому их следует исключить
из сферы эмпирического наблюдения.

Скиннер
предложил в качестве метода исследования
поведения — функциональный анализ
поведения.

Он указывал, что поведение
лучше всего изучать, обращаясь к тому,
как оно соотносится с предшествующими
событиями.

Он полагает, что поведение
можно изучить и контролировать посредством
манипулирования средой, в которую
включен организм. При этом нет необходимости
рассматривать механизмы, действующие
внутри организма.

Скинер
считает, что необходимо отказаться от
мысли, что поведение порождается силами,
находящимися внутри индивида (чертами,
потребностями, мыслями, чувствами), в
пользу более научных представлений о
силах, лежащих вне человека. Он полагает,
что поведение человека регулируется
не изнутри, а снаружи — окружающей средой.

Изучение личности по Скиннеру -это
нахождение своеобразного характера
взаимоотношений между поведением
организма и результатами этого поведения,
которые и подкрепляют его в последствии.
В соответствии с этой точкой зрения,
индивидуальные различия между людьми
следует понимать в терминах интеракций
поведение—окружение во времени.

Этот
подход фокусируется на прогнозировании
и контроле наблюдаемого поведения.

При
рассмотрении скиннеровского подхода
к личности следует различать две
разновидности поведения:
респондентное и оперантное поведение
.

Респондентное
поведение
подразумевает
характерную реакцию, вызываемую известным
стимулом, последний всегда предшествует
первой во времени.

Хорошо знакомые
примеры — это сужение или расширение
зрачка в ответ на световую стимуляцию,
дрожь при холоде.

Также респондентное
поведение обычно влечет за собой
рефлексы, включающие автономную нервную
систему. Однако респондентному поведению
можно и научить.

Оперантное
поведение

(вызванное оперантным научением)
определяется событиями, которые следуют
за реакцией. Если последствия благоприятны
для организма, тогда вероятность
повторения операнта в будущем усиливается.

Когда это происходит, говорят, что
последствия подкрепляются, и оперантные
реакции, полученные в результате
подкрепления (в смысле высокой вероятности
его появления) обусловились.

Сила
позитивного подкрепляющего стимула
таким образом определяется в соответствии
с его воздействием на последующую
частоту реакций, которые непосредственно
предшествовали ему.

И
напротив, если последствия реакции не
благоприятны и не подкреплены, тогда
вероятность получить оперант уменьшается.

Скиннер полагал, что, следовательно,
оперантное поведение контролируется
негативными
последствиями
.

По определению, негативные, или аверсивные
последствия ослабляют поведение,
порождающее их, и усиливают поведение,
устраняющее их. Если человек постоянно
угрюм, вы, вероятно, попытаетесь совсем
избегать его.

Источник: https://studfile.net/preview/6208005/page:10/

Теории личности

Все теоретики, чьи точки зрения мы уже рассмотрели, интересовались тем, что происходит внутри человека, внутренними структурами и процессами, лежащими в основе наблюдаемых форм поведения.

Будь то бессознательные психические процессы и конфликты, описанные Фрейдом, архетипы, постулированные Юнгом, или суперчерты, установленные Айзенком, внимание концентрировалось на состоянии «внутри человека».

Конечно, теоретики, подобно Адлеру, Эриксону, Фромму и Хорни, признавали решающую роль культурального, социального, семейного и межличностного влияния на поведение человека. Даже Кеттел отметил, что поведение является результатом комплексного взаимодействия особенностей личности и ситуации.

И все же едва ли можно избежать заключения, что для всех этих теоретиков реальное действие происходит под наружной оболочкой. Но равным образом значимым является и тот факт, что опыт отвечает за многое в нашем поведении.

Через научение мы получаем знания, овладеваем языком, формируем отношения, ценности, страхи, личностные черты и самооценку. Если личность является результатом научения, то, видимо, нам важно знать, что такое научение и как оно происходит. Именно подходу к личности с позиции научения и посвящена данная глава.

Личность, с точки зрения научения, — это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Это накопленный набор изученных моделей поведения. Научающе — бихевиоральное направление занимается открытыми [Доступными непосредственному наблюдению. (Прим. перев.)] действиями человека, как производными от его жизненного опыта.

В отличие от Фрейда и многих других персонологов, теоретики бихевиорально — научающего направления не считают нужным задумываться над психическими структурами и процессами, скрытыми в «разуме». Напротив, они принципиально рассматривают внешнее окружение как ключевой фактор человеческого поведения.

Именно окружение, а отнюдь не внутренние психические явления, формирует человека.

Работы Скиннера наиболее убедительно доказывают, что воздействие окружающей среды определяет наше поведение. В отличие от других психологов, Скиннер утверждал, что почти всецело поведение непосредственно обусловлено возможностью подкрепления из окружающей среды.

По его мнению, для того чтобы объяснить поведение (и таким образом имплицитно понять личность), нам нужно только проанализировать функциональные отношения между видимым действием и видимыми последствиями.

Работа Скиннера послужила фундаментом для науки о поведении, не имеющей аналогов в истории психологии По мнению многих, он является одним из самых высокочтимых психологов нашего времени (Davis et al., 1982). Данная глава посвящена его точке зрения на оперантное научение.

Как мы увидим в следующей главе, радикальный бихевиоризм Скиннера явно отличается от теорий социального научения.

Хотя подходы Альберта Бандуры и Джулиана Роттера отражают некоторые из основных положений научающе — бихевиорального направления, они предлагают более широкий взгляд на поведение, которое подчеркивает взаимосвязь факторов внутри и вне людей. Однако, не забегая вперед, давайте обратимся к личности самого Скиннера.

Б. Ф. Скиннер: теория оперантного научения. Биографический очерк

Беррес Фредерик Скиннер (Burrhus Frederic Skinner) родился в 1904 году в Саскуэханне, штат Пенсильвания. Атмосфера в его семье была теплой и непринужденной, учение уважалось, дисциплина была строгой, а награды давались, когда их заслуживали.

На протяжении всего детства Скиннер проводил много времени, конструируя роликовые самокаты, управляемые повозки, карусели, духовые ружья и тому подобные устройства. Это мальчишеское восхищение механическими изобретениями предвещало его более поздний интерес к модификации наблюдаемого поведения.

Ему также нравились занятия в школе, он вспоминал нескольких прекрасных учителей, которые дали ему хорошие знания.

Скиннер получил степень бакалавра гуманитарных наук по английской литературе в 1926 году в Гамильтоновском колледже, небольшой гуманитарной школе в штате Нью — Йорк. Он вспоминал, однако, что никогда по — настоящему не приспособился к студенческой жизни.

Он был разочарован отсутствием интеллектуальных запросов у однокашников — студентов и к тому же совершенно раздосадован некоторыми требованиями курса обучения (например, ежедневным богослужением).

Его участие в нескольких проделках, направленных на то, чтобы привести в замешательство тех факультетских товарищей, которых студенты считали заносчивыми, привело к угрозе исключения, но президент колледжа разрешил ему закончить обучение.

По иронии судьбы Скиннер не посещал ни одного психологического курса, будучи студентом. После колледжа Скиннер вернулся в родительский дом и попытался стать писателем.

Хотя он и был воодушевлен письмом поэта Роберта Фроста, его желание быть писателем не привело ни к чему хорошему: «Я бесцельно читал, строил модели кораблей, играл на рояле, слушал только что изобретенное радио, строчил юмористические заметки в местную газету, но больше ничего не писал и подумывал о визите к психиатру» (Skinner, 1967, р. 394).

В конце концов Скиннер отказался от карьеры писателя и поступил в Гарвардский университет для изучения психологии Отлично понимая, что в новой области он далеко позади всех, он установил для себя жесткое учебное расписание и придерживался его почти два года. Он был удостоен степени доктора наук в 1931 году.

С 1931 по 1936 годы Скиннер занимался в Гарварде научной работой. Он сконцентрировал свои научные усилия на изучении нервной системы животных. В 1936 году он занял должность преподавателя в Миннесотском университете и оставался там до 1945 года.

В это время Скиннер много и творчески работал и приобрел известность как один из ведущих бихевиористов Соединенных Штатов.

Осенью 1945 года он стал руководителем кафедры психологии в Университете штата Индиана — пост, который он занимал до 1947 года, после чего вновь стал работать в Гарварде в качестве лектора. Он оставался там до ухода на пенсию в 1974 году.

Научная деятельность Скиннера была отмечена многими наградами. Он получил Президентскую медаль за науку и в 1971 году был награжден золотой медалью Американской психологической ассоциации со следующей надписью: «Б. Ф.

Скиннеру — пионеру психологических исследований, лидеру теории, мастеру технологии, который произвел революцию в изучении поведения в наши дни» (American Psychologist, 1972, p. 72).

В 1990 году Скиннер также получил благодарность президента Американской психологической ассоциации — за прижизненный вклад в психологию.

Читайте также:  Перпендикулярность прямой и плоскости - справочник студента

Скиннер был автором многих трудов. Среди его книг: «Поведение организмов» (1938); «Уолден–2» (1948); «Наука и поведение человека» (1953); «Вербальное поведение» (1957); «Режимы подкрепления» (1957, в соавторстве с С. В.

Ferster); «Суммирование наблюдений» (1961); «Технология обучения» (1968); «Случайное подкрепление» (1969); «За пределами свободы и достоинства» (1971); «О бихевиоризме» (1974); «Подробности моей жизни» (1976); «Размышления: бихевиоризм и общество» (1978); «Портрет бихевиориста» (1979); «Значение последствий» (1983); «Радости зрелого возраста» (1983, в соавторстве с М. Е. Vaughan); «К дальнейшим размышлениям» (1987). Возможно, среди студентов колледжей наиболее известна книга Скиннера «Уолден–2», роман, описывающий утопическое сообщество, основанное на контроле поведения посредством принципов подкрепления. Кроме того, сборник изданных статей (Dews, 1970) был подарен Скиннеру в день его шестидесятипятилетия. Его автобиография появляется в 5–м томе «Истории психологии в автобиографиях» (Skinner, 1967, p. 385–413). Скиннер умер в 1990 году после года борьбы с лейкемией.

Источник: https://bookap.info/lichnost/hell_teorii_lichnosti/gl89.shtm

Бихевиористическая концепция личности Б. Скиннера

Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет система взглядов Б. Скиннера, выдвинувшего теорию оперантного бихевиоризма.

Его механистическая концепция поведения и разработанная на ее основе технология поведения, используемая в качестве орудия управления поведением людей, получили широкое распространение в США и оказывают влияние и в других странах, в частности в странах Латинской Америки, как инструмент идеологии и политики.

Скиннер исследует поведение организма. Сохраняя двучленную схему анализа поведения, он изучает только его двигательную сторону. Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе поведения животных, Скиннер формулирует положение о трех видах поведения: безусловнорефлекторном, условно-рефлекторном и оперантном. Последнее и составляет специфику учения Б. Скиннера.

Скиннер, утверждал, что личность — это совокупность социальных навыков, сформировавшихся в результате оперантного научения.

Скиннер утверждал, что человеческий организм — это «черный ящик». Его содержимое (эмоции, мотивы, интрапсихические конфликты, влечения) нельзя объективно измерить, поэтому их следует исключить из сферы эмпирического наблюдения.

Скиннер предложил в качестве метода исследования поведения — функциональный анализ поведения.

Он указывал, что поведение лучше всего изучать, обращаясь к тому, как оно соотносится с предшествующими событиями.

Он полагает, что поведение можно изучить и контролировать посредством манипулирования средой, в которую включен организм. При этом нет необходимости рассматривать механизмы, действующие внутри организма.

Скинер считает, что необходимо отказаться от мысли, что поведение порождается силами, находящимися внутри индивида (чертами, потребностями, мыслями, чувствами), в пользу более научных представлений о силах, лежащих вне человека. Он полагает, что поведение человека регулируется не изнутри, а снаружи — окружающей средой.

Изучение личности по Скиннеру -это нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и результатами этого поведения, которые и подкрепляют его в последствии. В соответствии с этой точкой зрения, индивидуальные различия между людьми следует понимать в терминах интеракций поведение—окружение во времени.

Этот подход фокусируется на прогнозировании и контроле наблюдаемого поведения.

При рассмотрении скиннеровского подхода к личности следует различать две разновидности поведения: респондентное и оперантное поведение.

Респондентное поведение подразумевает характерную реакцию, вызываемую известным стимулом, последний всегда предшествует первой во времени.

Хорошо знакомые примеры — это сужение или расширение зрачка в ответ на световую стимуляцию, дрожь при холоде.

Также респондентное поведение обычно влечет за собой рефлексы, включающие автономную нервную систему. Однако респондентному поведению можно и научить.

Оперантное поведение (вызванное оперантным научением) определяется событиями, которые следуют за реакцией. Если последствия благоприятны для организма, тогда вероятность повторения операнта в будущем усиливается.

Когда это происходит, говорят, что последствия подкрепляются, и оперантные реакции, полученные в результате подкрепления (в смысле высокой вероятности его появления) обусловились.

Сила позитивного подкрепляющего стимула таким образом определяется в соответствии с его воздействием на последующую частоту реакций, которые непосредственно предшествовали ему.

И напротив, если последствия реакции не благоприятны и не подкреплены, тогда вероятность получить оперант уменьшается.

Скиннер полагал, что, следовательно, оперантное поведение контролируется негативными последствиями.

По определению, негативные, или аверсивные последствия ослабляют поведение, порождающее их, и усиливают поведение, устраняющее их. Если человек постоянно угрюм, вы, вероятно, попытаетесь совсем избегать его.

Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 419;

Источник: https://studopedia.net/10_24732_bihevioristicheskaya-kontseptsiya-lichnosti-b-skinnera.html

Читать

Теории личности

Предисловие к русскому изданию

На Западе настоящее издание является одним из самых читаемых в своей области. Если бы такая книга вышла у нас лет двадцать назад, российская психология как наука избежала бы многих проблем роста.

Не секрет, что долгое время мы жили в условиях, когда для широкой публики, да и для специалистов, существовали единственно правильная и прочие психологические теории, которые соответствующим образом освещались и в печати.

В прежнюю эпоху книги, подобные этой, но не переведенные официально на русский язык, бережно передавались из рук в руки и были предметом гордости небольшого числа владельцев.

В предлагаемом вниманию читателей издании сделана очередная — не первая и не последняя — попытка обобщить, а точнее, осмыслить по — новому, сведя в единое целое, ряд крупнейших теорий личности, разработанных в психологии за минувшие сто лет — собственно, за всю историю ее научного периода. В этом плане перед вами — энциклопедия, прежде всего по актуальным направлениям современной психологической науки.

Любая система живет и развивается, поэтому очень ценно то, что авторы «иллюстрируют» представляемые теории примерами современных экспериментальных исследований. Немаловажен и тот факт, что при освещении каждой теории приводятся аргументы «за» и «против», что придает материалу книги сбалансированность.

Именно ее так недостает многочисленным «узким» монографиям, где выборочно представлены теории, имеющие порой второстепенное значение. В этом смысле данный труд — подарок читателям, так как им впервые представляется возможность «за деревьями увидеть лес» в необъятном мире психологических построений.

Наше знакомство с западной психологией не носило устойчивого характера: оно то прекращалось, то возобновлялось. Оттого одни теории и авторы известны нам больше (Г. Айзенк, Р. Кеттел), другие — меньше (Дж. Келли).

Вместе с тем при изложении любой теории неизбежны определенные потери: нелегко передать стиль мышления автора, каждый из которых неповторим, уникален.

В частности, книги Эрика Эриксона оказали на общественное сознание США такое сильное действие, что в период известных студенческих волнений 1960–х годов молодые люди шли к Белому дому, держа его произведения в руках наравне с Библией. Это трудно почувствовать при чтении главы, посвященной теории Эриксона, однако возможно.

Читателю мы порекомендовали бы также не упускать из виду, что дискуссии между представителями разных направлений в психологии не утихают (состояние для науки естественное) и окончательных вердиктов, надеемся, вынесено не будет. Этого можно не заметить за некоторыми упрощениями, допущенными авторами.

Например, драматическая идея Фрейда о смерти, вызвавшая раскол даже среди его учеников, представлена в очень плоском виде: как идея об изначально присущей человеку агрессии.

Пользуясь случаем, подчеркнем, что тенденция к разрушению и агрессия — далеко не одно и то же (хотя так может казаться с точки зрения обыденного сознания), и агрессия может возникнуть при блокировании любого влечения, в том числе любовного (что уже более понятно с позиций здравого смысла и жизненного опыта).

Последняя категория неизбежных при издании такого фундаментального труда сложностей — это соотнесение сформировавшегося в нашей научной среде языка с авторской (западной) терминологией. Например, термин «инвайронментализм» подразумевает учет в теории личности внешних факторов среды, в отечественной же психологической науке мы обычно используем термин «социальное».

Убеждены, что настоящая книга станет не только объектом ссылок в научных публикациях, но и учебником по психологии личности и истории психологии, а также будет чрезвычайно полезной для педагогов, философов, других специалистов гуманитарного профиля.

Канд. психол. наук Ю. Т. Ковалев,

канд. психол. наук М. А. Гулина

  • С. — Петербургский государственный университет
  • Нашим женам Джин и Элизабет
  • Нашим детям Аньянетт, Кристиану, Дэниелу и Марку

Об авторах

Ларри А. Хьелл — доцент психологии в Государственном университете Нью — Йорка, Брокпортский колледж.

Получил степень магистра по экспериментальной психологии в Университете Огайо (1964), степень доктора по социально — личностной психологии в Университете Оклахомы в Нормане (1967). Ранее преподавал в Университете Вилланова и Университете острова Принца Эдуарда.

Д — р Хьелл опубликовал многочисленные статьи по проблемам психологии личности: локусу контроля, самоактуализации, самовосприятию, точности восприятия личности. Сейчас он исследует роль личностных переменных в связи с временной стабильностью шкал самоотчета.

В его научные интересы также входят самоконтроль, объяснительный стиль и личностная эффективность. Он член Американской психологической ассоциации (АПА) и 8–го Подразделения (социально — личностное) АПА.

Дэниел Дж. Зиглер — профессор психологии и декан Высшей школы в Университете Вилланова. Получил степень доктора по психологии в Университете Темпл (1968). Работая в Университете Вилланова с 1961 года, д — р Зиглер был заведующим Отделения психологии с 1968 по 1987 год, деканом Высшей школы с 1987 года по настоящее время.

Он автор многих публикаций в журналах и сборниках научных трудов, самые последние относятся к области когнитивных компонентов стресса. Как психолог, имеющий частную практику в Пенсильвании, д — р Зиглер накопил большой опыт в психологическом тестировании и консультировании.

К тому же он приобрел национальную известность как лектор в области управления стрессом.

Предисловие

Первый курс по психологии личности должен ввести студентов в разнообразие теоретических направлений, которые помогут понять, почему люди ведут себя так, как они это делают в действительности. Поэтому третье издание представляет теории личности нескольких различных направлений.

Мы надеемся, что студенты оценят по достоинству разнообразие концептуальных подходов к изучению людей. Изучение личности должно так или иначе концентрировать внимание на стратегиях и результатах эмпирических исследований.

Помня об этом, мы привели в соответствие с современными требованиями и расширили изложение материала, касающегося эмпирической проверки теоретических предположений в процессе научного исследования.

И наконец, элементарный учебник по теории личности должен придавать особое значение практическому применению теоретических идей. Поэтому мы включили многочисленные примеры, иллюстрирующие, как основные конструкты и постулаты различных направлений можно применить к повседневной жизни.

При работе над этой книгой мы ставили себе задачу помочь студентам воспринять и оценить некоторые глубокие и восхитительные концепции личности. Дисциплина персонология включает в себя множество теорий, методов исследования, научных открытий и сфер приложения.

Мы надеемся, что в этом издании вы найдете стройное, информативное и четкое объяснение каждого из этих важных элементов, представляющих данную область сегодня. Кроме того, мы надеемся, что учебник позволит студентам осознать, как открытия, сделанные различными теоретиками, могут быть интегрированы с целью лучшего понимания всей сложности личности и поведения человека.

Как и во втором издании «Теорий личности», мы остаемся верны нашему утверждению, что теории личности отражают основные положения теоретика о природе человека.

Этот тезис подробно излагается во вводной главе, где рассматриваются девять философских положений, лежащих в основе теорий личности. Этот новый подход к изучению личности позволяет разработать систему для сравнения и сопоставления различных теоретических точек зрения.

И, что возможно даже более важно, такой подход поможет студентам увидеть поверх деталей отдельной теории основные философские взгляды, которых теоретик придерживался в отношении людей и их личности.

Многочисленные отклики студентов и преподавателей, читавших второе издание данной книги, говорят о том, что взгляд с позиции основных положений расширяет понимание различий между теоретиками и их концепциями человечества.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=131983&p=118

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector